Компания или ИП добросовестно исполняет обязанности налогоплательщика — все декларации подаются вовремя, платежи перечисляются без опозданий. Но все же из ИФНС приходит требование о необходимости уплаты какого-то налога. Что делать в такой ситуации?

В этом случае рекомендуется провести сверку с налоговым органом по спорному платежу. Возможность свериться с данными ИФНС предусмотрена статьей 32 НК РФ. Инициатором сверки может быть любая из сторон налоговых взаимоотношений. Если сверка инициирована налоговым органом, он должен прислать налогоплательщику уведомление, содержащее такое предложение. Если идея свериться принадлежит налогоплательщику, то он должен направить в налоговый орган заявление об этом. Его можно подать в электронном виде по каналам ТКС либо на бумажном носителе лично или по почте.

Срок для сверки не должен превышать 10 дней. В том случае, если расхождений в данных налогоплательщика и ИФНС выявлено не будет, в течение этого срока налоговый орган должен сформировать краткий акт сверки. Акт подписывается обеими сторонами, каждая из них получает свой экземпляр.

Если же расхождения будут найдены, то срок формирования акта не должен превышать 15 дней. В этом случае составляется полный акт, содержащий информацию, которая по каждому из спорных платежей есть у налогоплательщика и в ИФНС.

Расхождения данных говорят о том, что какая-то из сторон допустила ошибку в учете налоговых обязательств. Если ошибка на стороне ИФНС, то инспекция обязана исправить ее в течение 5 рабочих дней. Если по итогам сверки выяснилось, что у налогоплательщика есть задолженность по платежам, он обязан ее погасить.