При выдаче работникам трудовых книжек или вкладышей в них организация должна начислить НДС. А доходы в виде оплаты сотрудником стоимости бланка включаются в базу по налогу на прибыль. Таковы выводы Минфина, приведенные в письме от 19.05.17 № 03-03-06/1/30818.

Относительно НДС чиновники поясняют следующее. В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225, трудовая книжка (вкладыш) является собственностью работника. Таким образом, процесс выдачи этого бланка сопровождается передачей права собственности на него от организации к сотруднику. А это, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса, является реализацией, следовательно, и объектом обложения НДС.

Что касается налога на прибыль, разъяснение таковы. В соответствии с пунктами 46 и 47 упомянутых Правил, сотрудники организации обеспечиваются бланками трудовых книжек и вкладышей за плату. При этом в статье 251 НК РФ, которая описывает доходы, не учитываемые при определении налога на прибыль, доходы от передачи трудовых книжек не фигурируют. А значит, они облагаются налогом в общем порядке.

Отметим, что в соответствии с разъяснениями ФНС (письмо от 23.06.15 № ГД-4-3/10833@), затраты на приобретение бланков трудовых книжек и вкладышей признаются расходами в целях налогообложения прибыли. Следовательно, если оплата, полученная от работника за эти бланки, не превышает затраты на их приобретение, то базы по налогу на прибыль не возникает.