Порядок формирования цен на лекарственные средства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) регулируются Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (в редакции от 15.09.2015). Документ содержит Правила установления предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на препараты, входящие в указанный перечень.

Согласно пункту 7 Правил, отпускная цена на медикаменты из списка ЖНВЛП формируется на основании фактической отпускной цены производителя и надбавки (оптовой и/или розничной), которая, в свою очередь, не может превышать предельно допустимый размер, установленный в конкретном регионе.

При этом на основании пункта 3 Правил, под фактической отпускной ценой производителя понимается цена без НДС, указанная в сопроводительной документации на товар. Таким образом, согласно Правилам, расчет размера надбавки и отпускной цены производится от цены производителя без НДС.

Указанный порядок определен для всех компаний, осуществляющих продажу медикаментов из перечня ЖНВЛП, вне зависимости от применяемой системы налогообложения. Такой вывод содержится в постановлении Верховного Суда РФ от 09.06.2015 N 304-АД15-2723 по делу N А81-756/2014.

Приведенное объяснение полностью совпадает с мнением Федеральной антимонопольной службы, которое изложено в письме № АК/49106/15 от 14.09.2015.

Стоит отметить, что в информационном письме Росздравнадзора от 28.01.2010 N 01И-52/10, ФСТ России от 29.01.2010 N СН-466/7 указан иной порядок формирования цены препаратов из списка ЖНВЛП для налогоплательщиков, применяющих УСНО и ЕНВД. Ведомство ссылается на пункт 2 статьи 170 Налогового кодекса и делает вывод, что такие компании при расчете надбавки и отпускной цены используют цену приобретения товара с учетом НДС. Однако, по мнению ФАС, пункт 28 данного информационного письма, в котором описан такой порядок, противоречит вышеупомянутым Правилам и сложившейся судебной практике.