Новые правила налоговых проверок: комментарии специалистов ФНС

image_pdfimage_print

Налоговая служба получает множество вопросов от организаций, предпринимателей и частных лиц. Ответы на некоторые из них публикуются на официальном сайте ФНС. В этом материале расскажем о том, что говорят специалисты службы по поводу изменившихся правил налоговых проверок, которые вступили в силу с 3 сентября 2018 года.

Если вызвали на допрос в ИФНС

Гражданина вызвали на допрос в налоговый орган в качестве свидетеля. Должны ли ему выдать копию протокола допроса?

Да, обязательно. Причем лично в руки и под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии этот факт заносится в протокол. Такое правило введено с 3 сентября пунктом 6 статьи 90 НК РФ.

Привлечь в качестве свидетеля ФНС может любого человека, не обязательно работника компании или предпринимателя. Исключения составляют лица, которые в силу профессиональных обязанностей не могут разглашать информацию о налогоплательщике (аудиторы, адвокаты).

Гражданин вправе отказаться от явки на допрос. Однако если он является директором проверяемой организации и проигнорирует вызов два раза, его компанию могут причислить к неблагонадежным. То же самое верно в отношении индивидуальных предпринимателей.

Если ИФНС требует документы повторно

Налогоплательщик представил в ИФНС документы, однако налоговый орган требует их снова. Что делать в такой ситуации?

До 3 сентября 2018 требовать документы повторно инспекторы не могли — это было запрещено пунктом 5 статьи 93 Налогового кодекса. Однако эта норма была изменена, и теперь специалисты ИФНС получили право требовать документы повторно.

У налогоплательщика возникает обязанность на это отреагировать. Он должен уведомить налоговый орган в течение 10 рабочих дней с момента получения требования о том, что запрашиваемые документы уже подавались. В уведомлении ему необходимо сообщить, в какой конкретно налоговый орган он представил бумаги, а также реквизиты документа, к которому они прилагались.

Если запрошены документы по конкретной операции

Каков порядок представления документов, которые ИФНС запрашивает по конкретной сделке за рамками проверок?

Об этом сказано в пункте 5 статьи 93.1 Налогового кодекса. Если документы по конкретной сделке налоговый орган запрашивает не у проверяемого, а у иного налогоплательщика, то последнему дается на их представление 10 рабочих дней. Если таких документов нет, то нужно сообщить об этом в налоговый орган в тот же срок.

До 3 сентября текущего года на подачу документов по конкретной сделке давалось 5 рабочих дней.

Если проводились дополнительные мероприятия налогового контроля

Каков порядок ознакомления налогоплательщика с результатами дополнительных контрольных мероприятий? И в какой срок можно их оспорить?

О проведении мероприятий дополнительного контроля и ознакомлении с их результатами налогоплательщика сказано в статье 101 Кодекса. В частности, пункт 6.1 требует от инспектора составления по итогам допмероприятия дополнения к акту налоговой проверки. В нем должна быть представлена такая информация:

  • о сроках проведения мероприятия;
  • о его содержании;
  • о том, какие доказательства получены при его проведении или об их отсутствии;
  • о предложениях по устранению выявленных нарушений;
  • о том, какими нормами законодательства предусматриваются санкции за них.

Этот документ налоговый орган должен передать проверяемому, приложив к нему полученные материалы. Если у налогоплательщика будут возражения, он вправе изложить их в письменной форме и подать в налоговый орган. Это нужно сделать в течение 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту.

Если составляется возражение, то в нем нужно указать реквизиты акта проверки и свои мотивированные доводы. Лучше приложить к возражению документальные подтверждения позиции налогоплательщика.

Если нужно обжаловать решение

В каком порядке и в какие сроки можно обжаловать решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, которое вынесено по итогам проверки?

Решение по итогам налоговой проверки вступает в силу через месяц. До этого его можно обжаловать в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. При этом сама жалоба подается в ту ИФНС, которая вынесла обжалуемое решение. Передать жалобу вместе с материалами дела в вышестоящий налоговый орган инспекция должна в течение трех дней.

Если апелляционная жалоба не подавалась, то обжаловать решение, которое вступило в силу, можно в течение года.

Если требуется обжаловать решение вышестоящего налогового органа, то нужно в течение 3 месяцев со дня его принятия обратиться с жалобой в центральный аппарат ФНС.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *