Отбирая организации для выездной налоговой проверки, специалисты ФНС оценивают их деятельность по определенным критериям. Для каждого из них существует пороговое значение. Если показатель компании по этому критерию выходит за пороговое значение, то ее шансы стать кандидатом для выездной проверки увеличиваются. Всего таких критериев более 40, однако относительно НДС налоговые органы применяют единственный главный критерий — удельный вес вычетов по НДС.

Существует ли «безопасный» размер вычета по НДС?

Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой?» сама по себе некорректна.

Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.

Средний для всей России пороговый размер этого показателя на 1 августа 2017 года составляет

87,9%

Информацию по безопасной доле вычета по регионам смотрите ниже — именно на эти цифры ориентируется налоговая при проверке.

Средний пороговый размер этого показателя на 1 мая 2017 года составлял 87.8%

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 декларации по НДС. Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 110 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем 87,9% для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше 87,9%, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Пример расчета безопасного размера вычета по НДС

Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.

Много это или мало для данной организации, сказать невозможно. Но картина становится более понятной, если рассчитать показатель удельного веса вычетов НДС:

Согласно данным декларации компании, за указанный период был начислен НДС в размере 1 500 000 рублей (раздел 3 строка 110).
Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей (раздел 3 строка 190).
Подставив эти цифры в приведенную выше формулу 1 400 000/1 500 000 получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил 93,33%.
Это больше порогового значения 90% для Москвы (на 1 августа 2017 г.), а значит у налоговой появился повод взять налогоплательщика «на карандаш».

Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?

Рассчитать ее можно по формуле от обратного:
НДС начисленный * (100 – Размер безопасного НДС) / 100 =
1 500 000 * (100 — 90) / 100 = 150 000 р.

Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 150 000 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.

Чем чревато превышение порогового значения?

Очевидно, что проверка не постучится к вам в дверь, как только указанный показатель выйдет из «безопасной» зоны. Ведь критериев оценки налоговых рисков, как было сказано выше, существует четыре десятка. Ровно поэтому же нахождение удельного веса вычетов по НДС в «безопасной» зоне никоим образом не гарантирует отсутствие интереса ФНС к налогоплательщику.

Таким образом, если удельный вес вычетов НДС вышел за пороговое значение, можно считать, что стрелка весов немного склонилась в сторону выездной налоговой проверки вашей компании. Однако не стоит этого бояться, ведь если бизнес ведется честно, то предпринимателю, директору или бухгалтеру всегда есть что возразить на претензии сотрудников ФНС.

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на 1, 2, 3 квартал 2017 года публикуется на сайтах налоговых служб регионов.

Она собрана нами и сведена в одну таблицу:

Регион Безопасная доля вычетов на 01.08.2017 Безопасная доля вычетов на 01.05.2017 Безопасная доля вычетов на 01.02.2017 Безопасная доля вычетов на 01.11.2016
Адыгея респ. 88,6 89,8 91,4 91,9
Алтай респ. 90,6 90,7 92,1 92,3
Алтайский край 90,1 89,7 90,2 89,9
Амурская обл. 102,3 103,2 104,1 99,8
Архангельская обл. 78,7 70 66 88,6
Астраханская обл. 73,4 72,5 69,3 74,6
Башкортостан респ. 87,6 87,9 88,6 86,7
Белгородская обл. 91,1 91,3 92,3 92
Брянская обл. 91,3 91,1 91,8 82,5
Бурятия респ. 87,3 87,5 85,4 84,5
Владимирская обл. 86,3 86,4 84,8 85,4
Волгоградская обл. 86,7 86,9 85,7 86,9
Вологодская обл. 88,1 89 88,4 87,5
Воронежская обл. 94,5 95,3 94,5 95,3
Дагестан респ. 86,2 86,1 84,4 85,9
Еврейская автономная обл. 97,8 109 106,3 95,9
Забайкальский край 95,4 93,8 99,7 98,2
Ивановская обл. 93,4 93,3 92,8 93,6
Ингушетия респ. 97,7 95,8 92,9 91,8
Иркутская обл. 82,4 82,9 85,1 83,8
Кабардино-Балкарская респ. 92 93,3 90,8 87,9
Калининградская обл. 67 67,9 66,7 66,9
Калмыкия респ. 70,3 71,1 69,5 93,6
Калужская обл. 89,1 90 90,6 90
Камчатский край 81,4 80,2 79,3 80,5
Карачаево-Черкесская респ. 93,4 92,9 93,5 91,9
Карелия респ. 83,5 83,9 86 83,9
Кемеровская обл. 82,7 81,9 83,1 86,5
Кировская обл. 85,4 86,2 86,9 86,4
Коми респ. 75,4 74,5 76,1 75,5
Костромская обл. 88,9 88,8 89 88,7
Краснодарский край 89,2 88,8 88,6 89,1
Красноярский край 77,5 76,4 78,4 79,5
Курганская обл. 83,8 84,2 85,1 81,6
Курская обл. 91 88,9 89,8 90,3
Ленинградская обл. 82,3 80,3 75,1 82,7
Липецкая обл. 90,2 90,9 92,1 89,7
Магаданская обл. 89,3 88,1 88,5 80,8
Марий Эл респ. 87,5 86,2 85 89,3
Мордовия респ. 87,6 88,2 87,4 88,4
Москва 90 89,8 90,7 89,9
Московская обл. 90,3 90,4 90,3 90,4
Мурманская обл. 77,9 79,4 80,1 76,9
Ненецкий АО 107,5 108,2 109,7 117,6
Нижегородская обл. 86,1 87,8 88,9 88,9
Новгородская обл. 86,9 86,9 85,3 86,8
Новосибирская обл. 90,2 90,4 91,3 90,8
Омская обл. 82,2 82,9 84,7 83,3
Оренбургская обл. 76 73,3 77,4 76,4
Орловская обл. 90,6 90,6 90,8 91,7
Пензенская обл. 90 89,6 90,5 89,7
Пермский край 80,2 81,3 81,6 83,6
Приморский край 92,3 92,7 92,7 93,5
Псковская обл. 93,2 94 94,8 95,2
Республика Крым 87 86,4 84,9 84,5
Ростовская обл. 93,7 94,6 93,4 90,6
Рязанская обл. 85,1 85,7 87,9 84,9
Самарская обл. 85,7 85,7 86,5 87,1
Санкт-Петербург 90,3 90,6 90,7 91,9
Саратовская обл. 86,7 87,2 87 87,5
Саха (Якутия) респ. 84,1 81,9 82,5 85,1
Сахалинская обл. 99,6 95,7 86,9 98,9
Свердловская обл. 87,8 87,7 88 87,8
Севастополь 85,8 87 89 87,5
Северная Осетия – Алания респ. 86,3 88 90,5 88,4
Смоленская обл. 92,9 93,2 93,3 91,9
Ставропольский край 89,3 89 89,6 92,1
Тамбовская обл. 95,4 95,2 95,1 95,3
Татарстан респ. 89,2 89 89,4 90,3
Тверская обл. 87,9 88,9 88,5 89,5
Томская обл. 82,5 83,5 84,6 83,4
Тульская обл. 91,3 91 92,1 92,2
Тыва респ. 78.0 74,3 76 84,8
Тюменская обл. 85,8 86,4 87,2 91,2
Удмуртская респ. 82,2 81,3 83,9 83,5
Ульяновская обл. 90,4 89,3 86,7 90,6
Хабаровский край 88,1 87,2 87 88,4
Хакасия респ. 87,8 88,5 89,4 90,1
Ханты-Мансийский АО — Югра 66,5 66,1 68,8 66,8
Челябинская обл. 87,4 87,8 88,5 87,2
Чеченская респ. 107,1 105,7 105,9 101,4
Чувашская респ. 84,6 84,5 85,6 83,4
Чукотский АО 98 86,9 83,4 91,7
Ямало-Hенецкий АО 69,6 68,7 74,9 76,1
Ярославская обл. 86,1 86,1 85 87,5

Повод для проверки

Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато проверкой организации налоговой. Об этом ФНС объясняет в своем письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.