Инспектор и предприниматель

Декларация по НДС: новое во взаимодействии с ФНС

Налоговые органы давно призывают бизнесменов переходить на электронные способы взаимодействия. Для отдельных категорий компаний это уже является обязательным, например, для плательщиков НДС. Как известно, все они обязаны подавать отчетность по этому налогу исключительно в электронном виде. Требование не касается лишь налоговых агентов, которые сами не являются плательщиками НДС.

Это существенно сократило «ручную работу» налоговиков в плане проверок деклараций, но, понятное дело, совсем от нее не избавило. Например, вручную обрабатываются пояснения, которые налогоплательщики присылают в ответ на соответствующие требования. Не все, конечно, а ту их часть, которая приходит «на бумаге».

Новые правила отправки пояснений

Речь об ответах на требования, которые получают налогоплательщики в случае, если автоматизированная система проверки деклараций АСК НДС-2 найдет в отчете несостыковки. Напомним, ошибки бывают двух типов:

  • несоответствие контрольных соотношений внутри самой декларации по НДС;
  • расхождения между данными компании и ее контрагента по сделке.

Требования представить пояснения высылаются информационной системой автоматически. Для того чтобы на них ответить, у налогоплательщика есть 5 дней. Пока ответ можно направить по почте, но уже совсем скоро такой возможности не будет — давать пояснения придется в электронном виде, заполнив специальную форму. Это работает и сейчас — унифицированная форма пояснения давно и с успехом используется частью налогоплательщиков. Однако три четверти из них предпочитают отвечать на требования налоговиков на бумаге.

Подача электронных пояснений не только упростит работу налоговиков, но и убережет бухгалтеров от неприятностей, связанных с человеческим фактором. Ведь пояснения, которые мы отправляем на бумаге, обрабатываются и вносятся в декларацию вручную. Это значит, что не исключены ошибки. А вот автоматизированная система АСК НДС-2 не ошибается!

Самый банальный пример — инспектор ошибся при вводе номера счета-фактуры, указанного налогоплательщиком в пояснении. В результате данные компании и контрагента вновь не совпадут, а это значит, что не миновать новых вопросов. Если бы пояснение подавалось в электронном виде, система автоматически вписала бы обновленный номер счета-фактуры в декларацию.

Другие изменения

Контур.Экстерн

Еще одно новшество, которое ждет нас в будущем году относительно декларации по НДС, было введено по просьбам налогоплательщиков. Речь идет об уведомлении о получателе документов. Основную пользу от него получат крупные компании, имеющие филиалы и подразделения. Предположим, отчетность по НДС пришла сразу из нескольких филиалов компании (соответственно, ИНН указан один и тот же), расположенных в разных городах. В одной из деклараций система проверки выявила несоответствия. При формировании требования она будет искать налогоплательщика по ИНН и отправит документ по последнему адресу. А это, вполне возможно, окажется адрес подразделения совсем из другого города. Так вот, уведомления о получателе документов ввели для того, чтобы потом не приходилось разыскивать, какому конкретно филиалу предназначается требование о пояснениях. Теперь, формируя требование к конкретной декларации, система будет обращаться к уведомлению о получателе и отправит документ на содержащейся в нем адрес.

Также напомним, что с середины текущего года действуют новые коды видов операции. Их применение до сих пор вызывает много вопросов, поэтому ФНС пока обещала не наказывать налогоплательщиков за их неправильное использование. Однако очень скоро это закончится! В отчетах за 1 квартал 2017 года ошибаться в кодах видов операций будет нельзя — декларацию в этом случае попросту не примут.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *