Недавно налогоплательщики отчитались по НДС за III квартал, и теперь пришло время камеральной проверки. Расскажем, какие ошибки в декларации обычно приводят к тому, что налоговые органы запрашивают пояснения. Также напомним основные правила ответа на требования по НДС.

Типичные поводы для пояснений

По большому счету, пояснение может быть затребовано при самых разных ошибках, которые будут найдены в декларации по НДС. Но чаще всего это бывает в таких случаях:

  1. Не сходятся контрольные соотношения. Обычно это вызвано тем, что сведения раздела 3 декларации по НДС не сходятся с данными книг покупок и продаж. Таким ошибкам присваивается код 1,27 и 1,28.
  2. В данных счетов-фактур покупателя и продавца обнаружены расхождения. Это случается, например, если покупатель поставил входной НДС к вычету, а продавец налог не начислил. Также нередко ошибка возникает из-за того, что система проверки деклараций не может найти контрагента (например, указаны неверные данные о нем) или же он не представил декларацию.
  3. Превышен порог безопасного вычета по НДС.

Среди конкретных ошибок, которые допускают налогоплательщики, довольно много случаев неправильного заполнения книг покупок и продаж. Чаще всего имеют место следующие ошибки:

  1. Реализация товара с НДС отражается с кодом 26 вместо кода 01.
  2. Неправильное отражение ввоза товара. Операцию необходимо отражать с кодом 20, также важно правильно заполнить номер таможенной декларации (без пробелов, через косую черту). А вот поля, предназначенные для ИНН и КПП продавца, заполнять не нужно.
  3. Неверное отражение продавцом аванса от покупателя. Авансовый счет-фактура отражается в книге продаж (разделе 9 декларации) с кодом 02. Также следует указать ИНН покупателя. При отгрузке делается запись в книге покупок (раздел 8) с кодом 22, а также указывается собственный ИНН.
  4. Неправильное применение кода 25. Этот код необходимо использовать в книге покупок при отражении налога, который ранее был восстановлен при совершении операции, облагаемой по нулевой ставке. Приведем пример. Товар приобретен и затем продан за границу. При этом в книге продаж отражаются данные счета-фактуры из книги покупок с полной стоимостью и налогом, относящимся к реализованному за границу товару. Далее подтверждается обоснованность применения НДС 0%. После этого сделка по реализации за границу отражается в книге покупок с кодом 25. При этом указывается номер и дата счета-фактуры из книги продаж, название налогоплательщика, его ИНН и КПП (поскольку он является продавцом), стоимость товаров с НДС, а также сумма налога, исчисленная по книге продаж. Запись, которая в книге продаж сделана с кодом 25, должна иметь корреспондирующую запись с кодом 21.

Алгоритм работы с требованиями

По итогам проверки требования о пояснениях формируются автоматически. Налогоплательщики получают их по ТКС, и таким же образом должны направить ответ. Порядок действие следующий:

  1. Требование получено. В течение 6 рабочих дней нужно направить в ИФНС квитанцию, подтверждающую его получение.
  2. Следующие 5 дней (с даты направления квитанции) отводятся на подготовку ответа. Продлить этот срок закон возможности не дает.
  3. Для подготовки пояснения нужно перепроверить данные декларации, подняв первичные документы. При выявлении расхождений с контрагентами — провести сверку данных счетов-фактур.
  4. Если выявленные ошибки привели к занижению НДС, придется подавать «уточненку». Сделать это можно вместе с направлением пояснения. Если занижения налога в результате ошибки нет — достаточно ограничиться пояснением. Обратите внимание! Если в результате проверки (сверки) ошибок не обнаружено, пояснение подать придется все равно! Требование не должно остаться без ответа. В этом случае следует сообщить об отсутствии ошибки.
  5. К пояснению можно приложить копии документов, которые подтвердят, что направляемые данные верны.
  6. Подготовленный ответ направляется в налоговый орган по ТКС. Важно помнить, что пояснение должно быть составлено в утвержденном ФНС формате (приказе от 06.12.2016 № ММВ-7-15/682@).
  7. Отказ от принятия пояснения возможен лишь в случае, если оно не соответствует установленному формату. В качестве подтверждения отправки пояснения налогоплательщик должен получить извещение о его получении.

После этого пояснение считается представленным. Если оно составлено верно и по формату, и по сути, то должно устранить выявленные расхождения. Обращаем внимание на то, что сообщать об этом налогоплательщику ИФНС не обязана! Если же пояснение не удовлетворило налоговиков, они могут затребовать для проверки документы либо повесть «иные меры налогового контроля».

Штраф за непредставление пояснений или нарушение сроков в соответствии со статьей 129.1 НК РФ составляет 5 тыс. рублей. А вот за повторное нарушение — уже 20 тыс. рублей.

Информация для НДС-льготников

Организации, применяющие льготы по НДС, получат совсем другое требование (письмо ФНС № ЕД-4-15/10574 от 05.06.2017). Теперь вместо документов, подтверждающих обоснованность применения льгот, можно представить их реестр. Для него разработан специальный формат, нарушать который нельзя. Если все сделать правильно, ИФНС запросит для проверки лишь некоторые документы по льготным сделкам. Если не представить реестр или нарушить его формат, то проверять будут все документы в полном объеме. Более подробно о проверке льготных деклараций можно узнать из этого материала.