Любое лицо вправе обжаловать бездействие или неправомерные действия налоговой, подав жалобу в вышестоящий орган ФНС.
В статье разбираем, как пожаловаться на налоговую и получить ответ на обращение.
Содержание
Основания для жалобы
Для подачи жалобы могут быть разные основания, например:
- неправильно начислен налог
- безосновательно выдан штраф
- штраф на большую сумму, чем указано в законе
- не вернули излишне уплаченную сумму налога
- необоснованно отказали в налоговом вычете или задержали его выплату
- потребовали документы, не имеющие отношения к контрагенту, в ходе его проверки
- нарушили процедуру выездной проверки
Чтобы пожаловаться на налоговую, вы в любом случае должны иметь доказательства её неправомерных деяний – указание на соответствующий акт. Длинное эмоциональное повествование не примут к рассмотрению.
Куда направить заявление
Все споры с налоговой инспекцией изначально решаются в досудебном порядке, поэтому сразу идти в суд не следует.
Важно: исковое заявление, направленное в суд без соблюдения досудебного порядка урегулирования споров, будет сразу возвращено.
Жалобу необходимо подавать в вышестоящую ФНС, но обязательно через ту налоговую инспекцию, на которую жалуетесь. Например, если ваши права были нарушены в ФНС № 3 города Москвы, вам нужно отнести жалобу туда же, но на имя УФНС по Москве.
Начальством для территориальных и межрайонных инспекций является управление ФНС по субъекту.
Правила подачи жалобы на налоговую
Сроки и способы
Подать жалобу можно в течение 1 года с момента нарушения прав заявителя одним из способов:
- лично – в этом случае необходимо получить подтверждение инспекции о том, что заявление принято
- по почте – письмо должно быть заказным с уведомлением и обязательной описью вложения
- на сайте ФНС через кабинет налогоплательщика
- в электронном виде через ТКС – в этом случае потребуется электронная подпись
- через представителя – для этого необходим документ, подтверждающий его полномочия (например, доверенность)
После получения жалобы налоговая в течение 3 дней должна передать её в вышестоящую ФНС.
На рассмотрение обращения отведено до 30 рабочих дней с даты его принятия. С момента вынесения решения вас должны известить о его результате в течение 3 дней.
Важно: до принятия решения вы вправе предоставить дополнительные документы, объяснив, почему не сделали этого изначально.
Если решение по жалобе было вынесено не в вашу пользу, то у вас есть 1 месяц на подачу апелляционной жалобы. Срок её рассмотрения тот же — до 30 дней. Уже после апелляции вы вправе обратиться в суд.
В отдельных случаях сроки могут быть увеличены, к примеру:
- налоговая может продлить рассмотрение жалобы на 1 месяц, если требуется изучить вновь полученные документы или сделать запрос документов из нижестоящей налоговой
- вы вправе увеличить сроки, но не более чем на 6 месяцев, если не имеете возможности быстро достать важные документы или же наступили непредвиденные обстоятельства
Форма и порядок заполнения жалобы
Форма жалобы (для апелляции в том числе) и порядок её заполнения утверждены приказом ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@. На сайте налоговой можно ознакомиться с документами по заполнению жалобы, а также скачать её форму.
Обратите внимание: хотя в НК РФ нет прямого запрета на подачу жалобы в свободной форме, лучше всё же придерживаться формы ФНС. В таком случае у вас будет больше шансов получить положительный ответ.
Любая жалоба должна содержать следующую информацию:
- для организации, подающей жалобу, – наименование и адрес, для ИП – Ф.И.О. и адрес регистрации
- данные ФНС, на которую подаётся жалоба
- основания и доказательства для подачи жалобы
- ссылки на статьи законов, которые подтверждают нарушение прав налогоплательщика
- требования лица, которое подаёт жалобу
- контактные данные
- предпочтительный способ получения ответа
Рекомендуем приложить к жалобе все имеющиеся доказательства (акты, квитанции об оплате, уведомления об отказе). Суть жалобы следует излагать кратко и по сути. Излишняя эмоциональность и нецензурная брань только навредят.
Слежение за жалобой
На сайте налоговой можно запросить всю информацию об обращении. Здесь вы получите данные о:
- дате принятия
- сроке рассмотрения или продления
- статусе жалобы
- итоговом решении
Шансы на победу в споре с налоговой
Довольно часто юрлица и ИП не видят смысла отстаивать свои права. Система сильнее, а значит, она победит. Статистика отчасти это подтверждает.
Например, по Хабаровскому краю в 2019 году было подано 713 жалоб, а принято к рассмотрению из них всего 504. При этом в досудебном порядке полностью или частично удовлетворены 199 жалоб (39,5%).
Глава ФНС прямо сказал о том, что в судах налоговая выигрывает 85% дел.
Поэтому только вам решать, жаловаться либо нет. Бывают такие ситуации, когда ради 500 рублей не стоит тратить время и портить себе нервы и отношения с налоговой. Но, если речь идёт о крупных суммах и вы точно уверены в своей правоте и имеете необходимые доказательства, смысл бороться есть.
Читайте также Что делать работодателю при мобилизации сотрудника?