Как вести споры с ФНС

Как вести споры с ФНС

image_pdfimage_print

Любое лицо вправе обжаловать бездействие или неправомерные действия налоговой, подав жалобу в вышестоящий орган ФНС.

В статье разбираем, как пожаловаться на налоговую и получить ответ на обращение.

Основания для жалобы

Для подачи жалобы могут быть разные основания, например:

  • неправильно начислен налог
  • безосновательно выдан штраф
  • штраф на большую сумму, чем указано в законе
  • не вернули излишне уплаченную сумму налога
  • необоснованно отказали в налоговом вычете или задержали его выплату
  • потребовали документы, не имеющие отношения к контрагенту, в ходе его проверки
  • нарушили процедуру выездной проверки

Чтобы пожаловаться на налоговую, вы в любом случае должны иметь доказательства её неправомерных деяний – указание на соответствующий акт. Длинное эмоциональное повествование не примут к рассмотрению.

Куда направить заявление

Все споры с налоговой инспекцией изначально решаются в досудебном порядке, поэтому сразу идти в суд не следует.

Важно: исковое заявление, направленное в суд без соблюдения досудебного порядка урегулирования споров, будет сразу возвращено.

Жалобу необходимо подавать в вышестоящую ФНС, но обязательно через ту налоговую инспекцию, на которую жалуетесь. Например, если ваши права были нарушены в ФНС № 3 города Москвы, вам нужно отнести жалобу туда же, но на имя УФНС по Москве.

Начальством для территориальных и межрайонных инспекций является управление ФНС по субъекту.

Правила подачи жалобы на налоговую

Сроки и способы

Подать жалобу можно в течение 1 года с момента нарушения прав заявителя одним из способов:

  • лично – в этом случае необходимо получить подтверждение инспекции о том, что заявление принято
  • по почте – письмо должно быть заказным с уведомлением и обязательной описью вложения
  • на сайте ФНС через кабинет налогоплательщика
  • в электронном виде через ТКС – в этом случае потребуется электронная подпись
  • через представителя – для этого необходим документ, подтверждающий его полномочия (например, доверенность)

После получения жалобы налоговая в течение 3 дней должна передать её в вышестоящую ФНС.

На рассмотрение обращения отведено до 30 рабочих дней с даты его принятия. С момента вынесения решения вас должны известить о его результате в течение 3 дней.

Важно: до принятия решения вы вправе предоставить дополнительные документы, объяснив, почему не сделали этого изначально.

Если решение по жалобе было вынесено не в вашу пользу, то у вас есть 1 месяц на подачу апелляционной жалобы. Срок её рассмотрения тот же — до 30 дней. Уже после апелляции вы вправе обратиться в суд.

В отдельных случаях сроки могут быть увеличены, к примеру:

  • вы вправе увеличить сроки, но не более чем на 6 месяцев, если не имеете возможности быстро достать важные документы или же наступили непредвиденные обстоятельства

Форма и порядок заполнения жалобы

Форма жалобы (для апелляции в том числе) и порядок её заполнения утверждены приказом ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@. На сайте налоговой можно ознакомиться с документами по заполнению жалобы, а также скачать её форму.

Обратите внимание: хотя в НК РФ нет прямого запрета на подачу жалобы в свободной форме, лучше всё же придерживаться формы ФНС. В таком случае у вас будет больше шансов получить положительный ответ.

Любая жалоба должна содержать следующую информацию:

  • для организации, подающей жалобу, – наименование и адрес, для ИП – Ф.И.О. и адрес регистрации
  • данные ФНС, на которую подаётся жалоба
  • основания и доказательства для подачи жалобы
  • ссылки на статьи законов, которые подтверждают нарушение прав налогоплательщика
  • требования лица, которое подаёт жалобу
  • контактные данные
  • предпочтительный способ получения ответа

Рекомендуем приложить к жалобе все имеющиеся доказательства (акты, квитанции об оплате, уведомления об отказе). Суть жалобы следует излагать кратко и по сути. Излишняя эмоциональность и нецензурная брань только навредят.

Слежение за жалобой

На сайте налоговой можно запросить всю информацию об обращении. Здесь вы получите данные о:

  • дате принятия
  • сроке рассмотрения или продления
  • статусе жалобы
  • итоговом решении

Шансы на победу в споре с налоговой

Довольно часто юрлица и ИП не видят смысла отстаивать свои права. Система сильнее, а значит, она победит. Статистика отчасти это подтверждает.

Например, по Хабаровскому краю в 2019 году было подано 713 жалоб, а принято к рассмотрению из них всего 504. При этом в досудебном порядке полностью или частично удовлетворены 199 жалоб (39,5%).

Глава ФНС прямо сказал о том, что в судах налоговая выигрывает 85% дел.

Поэтому только вам решать, жаловаться либо нет. Бывают такие ситуации, когда ради 500 рублей не стоит тратить время и портить себе нервы и отношения с налоговой. Но, если речь идёт о крупных суммах и вы точно уверены в своей правоте и имеете необходимые доказательства, смысл бороться есть.

Читайте также Что делать работодателю при мобилизации сотрудника?

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *