Переход с ЕНВД на УСН учёт расходов 2021

Переход ЕНВД на УСН: учёт расходов в 2021 году

image_pdfimage_print

С 2021 года ЕНВД перестал существовать. Юридические лица и ИП вынуждены выбрать иную систему налогообложения. Так как ЕНВД применяли, в основном, владельцы малого бизнеса, выбор пал на УСН («доходы», «доходы минус расходы»).

С переходом с одного налогового режима на другой в налоговом учёте и отчётности появились проблемы по постановке ТМЦ на бухгалтерский учёт, выплате прошлогодней зарплаты и оплатам, возникшим в 2021 году.

Доходы по УСН формируются из основных доходов и внереализационных. Это же касается и расходов. При формировании этих величин нужно руководствоваться тем, что доходы и расходы рассчитываются кассовым методом, то есть по оплате.

Важно! Утверждена новая форма декларации по УСН

Именно поэтому возникают сложности в тех случаях, когда оплата поставщикам либо приход денежных средств от покупателей в переходный период не совпадают с приобретением ТМЦ или реализацией товаров и продукции.

Такие же сложности ожидают при расчёте с работниками организации, уплаты за них страховых взносов и оплаты процентов по кредитам, возникшим при деятельности на ЕНВД.

Учёт налоговых расходов по товарам

В переходный период по товарным запасам и операциям с товаром появляются две стандартные ситуации:

  1. Товар закуплен и за него произведена оплата при ЕНВД, а продан при УСН. Руководствуясь статьей 346.25 п.2 и п.8 Письма №СД-4-3/19053@ от 20.11.2020, сумма расходов на оплату товара принимается в расход УСН, исходя из требований отражения расходов по мере продажи товара.
  2. Товар продан во время применения ЕНВД либо за него получен аванс, но оплата поставщику товара произведена предприятием либо предпринимателем в 2021 году (в период действия «упрощёнки»).

В этой ситуации становится очевидным, что доход от реализации не будет отражён в составе доходов УСН, соответственно, и оплата относится к расходам прошлого года, когда налогоплательщик применял ЕНВД. На это указывает п.7 Письма № СД-4-3/19053@ от 20.11.2020.

Пример: ООО «Росинка» реализовало письменный стол по цене 5000 рублей 15 октября 2020 года ИП Рябинкин А.В. Оплата ООО «Росинка» произведена поставщику стола ООО «ВегаПлюс» 17 февраля 2021 года в сумме 4000.
В состав доходов ООО «Росинка» не вошли 5000 рублей, соответственно, и 4000 рублей, оплаченные в 2021 году, в налогооблагаемые расходы не войдут.

Расходы на сырьё и материалы

В переходный момент могут сложиться две ситуации, связанные с закупкой сырья и материалов для производственной деятельности по вопросу оплаты и отнесению затрат на производство:

  1. Оплата и принятие к бухгалтерскому учёту произошли в 2020 году, а списание в 2021 году (при применении УСН). В этом случае правомерно отнести стоимость сырья и материалов на расходы по «упрощёнке». Об этом говорится в п.1 ст.4 Федерального Закона № 373-ФЗ от 23.11.2020.
  2. Сырье и материалы приобретены и отнесены на производственные расходы в 2020 году, а оплата произошла в 2021 году. Руководствуясь п.п.1 п.2 ст. 346.17 НК РФ можно списать расходы по оплате ТМЦ, но такой подход чреват возникновением споров с налоговиками (по аналогии с выплатой заработной платы).

Пример: ООО «Росинка» пробрело в сентябре 2020 года ткань для пошива спецодежды. Затем из неё произвели готовую продукцию, потратив ткань на пошив одежды. Оплата поставщику произведена в 2021 году.

Расходы на ТМЦ в 2021 году можно включить в расходы по производственной деятельности, но не исключены споры с налоговой инспекцией по поводу правомерности отнесения расхода по оплате поставщику на расходы по текущей деятельности.

«Переходные» расходы, связанные с выплатой зарплаты за 2020 год, уплатой страховых взносов и процентов по кредитам и займам

Часть предприятий и предпринимателей выплачивают зарплату сотрудникам за декабрь 2020 года в текущем году. Бывает, что выплата заработной платы откладывается и выплачивается после новогодних праздников.

Правомерно ли принять выплату в налоговые расходы? Минфин не считает это возможным, о чём извещает в п.4 Письма № 03-11-06/3/257 от 29.10.2009. По сути, зарплата выдаётся за период, который они отработали на старой системе налогообложения.

Нетрудно предположить, что то же самое касается процентов по кредитам и займам.
Проще разобраться со страховыми взносами, уплаченными за работников и предпринимателями «за себя». Они уменьшают сумму ЕНВД и не могут быть второй раз включены в состав расходов.

Расходы, связанные с покупкой ОС

Для формирования расходов на ОС в расчет принимается остаточная стоимость. Об этом говорит п.2 ст. 346.25 НК РФ. Следует помнить, что произведённые траты по приобретению ОС принимаются при условии использования в деятельности УСН.
Списание остаточной стоимости зависит от срока службы, который рассчитывается исходя из срока эксплуатации ОС.

Срок службы (лет) Как включается в расход
До 3 В 1-й год полностью
3-15 В трёхлетний срок: 1- 50%, 2-30%, 3-20%.
Более 15 Равномерно в течение 10 лет

Читайте также Минимальный размер пособий в 2021 году

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *