С середины июля начали действовать изменения в закон № 54-ФЗ, которые вводят понятие онлайн-касс. Пока их применение носит добровольный характер, однако уже в следующем году новый порядок коснется большинства компаний и предпринимателей.
Что изменится
Помимо классического бумажного чека, онлайн-касса будет формировать его в электронном виде и передавать в налоговую инспекцию. Заниматься передачей информации будет компания — оператор фискальных данных. Кроме того, будет расширен перечень реквизитов, которые должны отражаться в чеке. В частности, это ставка НДС и список купленных товаров.
Новый порядок будет обязателен с 1 июля 2017 года. Важно отметить, что применять кассовые аппараты с онлайн-выходом обязаны будут и те предприниматели, которые работают по патентной системе или ЕНВД и пока не используют кассу. Правда, для них сделано исключение в плане сроков внедрения новшества — они обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2018 года.
Покупатели тоже смогут заметить некоторые изменения:
- при осуществлении покупки можно будет затребовать чек в электронном виде (по умолчанию он выдаваться не будет);
- при оплате покупки через интернет можно будет получить электронный чек;
- найти свой чек можно будет на сайте оператора фискальных данных.
Техническая сторона вопроса
Для работы по новым правилам кассовые аппараты нужно будет модернизировать либо заменить. Во-первых, необходимо, чтобы они могли выходить в интернет для передачи данных. Во-вторых, аппараты будут оснащены новым модулем — фискальным накопителем, который придет на смену установленной сегодня ЭКЛЗ. Новый модуль предназначен для хранения информации о пробитых чеках и использовании их налоговыми органами в процессе проверки. Накопитель нужно будет менять с определенной периодичностью, которая зависит от типа организации (для большинства компаний — раз в год).
Привести кассовые аппараты в соответствие с новыми требованиями необходимо до 1 июля 2017 года. Пока заниматься этом вопросом рано, поскольку перечня пригодной для работы в новых условиях техники еще нет. Однако его планируется создать уже к 1 сентября текущего года. Тогда и станет ясно, какие модели касс можно будет доработать, а какие подлежат замене.
Кто такие операторы фискальных данных
Чтобы электронные чеки попадали в ФНС, организациям необходимо заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД). На эти компании возлагается функция приема, хранения, обработки и передачи в налоговые органы информации с кассовых аппаратов клиентов. Ориентировочно к 1 сентября налоговая служба опубликует перечень ОФД, пока же известны лишь требования, которым они должны соответствовать.
В частности, потенциальные ОФД должны обладать техническими возможностями для обеспечения хранения и копирования информации своих клиентов. Они должны разработать готовое решение — специализированный сервис, позволяющий надежно и без сбоев передавать данные в ФНС. Помимо прочего, придется получить несколько лицензий в ФСБ, ФСТЭК и Роскомнадзоре.
Учитывая эти требования, можно сделать вывод, что стать ОФД под силу лишь компаниям, которые имеют опыт в предоставлении подобных услуг. Например, СКБ Контур — одному из крупнейших российских операторов электронного документооборота. В настоящий момент компания осуществляет подготовку к тому, чтобы стать оператором фискальных данных, в том числе ведется разработка системы Контур.ОФД. Кроме своей основной функции — передачи информации в налоговый орган — сервис позволит зарегистрировать кассу онлайн, а также станет мощным инструментом для анализа финансовых показателей и контроля работы кассиров.