Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это отчет, содержащий основную информацию обо всей хозяйственной деятельности организации. Она дает полное представление о состоянии дел юридического лица на конец года. Статья расскажет о том, что собой представляет Бухгалтерская отчетность за 2017 год и как сдать ее в 2018 году.

Правовое регулирование и общие требования

Правовое регулирование бухгалтерской отчетности осуществляется законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положениями о бухгалтерском учете (ПБУ), нормами Налогового кодекса.

Законодательство устанавливает к бухгалтерской отчетности ряд требований. Вот некоторые из них:

  1. Достоверность. Представленные сведения должны быть реальными.
  2. Нейтральность, то есть объективность.
  3. Существенность. Отчетность должна отражать показатели, влияющие на то, какие решения были приняты в компании.
  4. Последовательность отражения хозяйственных операций.
  5. Целостность и полнота представленных данных.

Отчетность на практике

Контур.Экстерн

С точки зрения бухгалтера, отчетность — набор форм, который ежегодно подается в Налоговую инспекцию и Росстат. В общем случае состав отчетности таков:

  1. Баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Отчет о движении денежных средств.
  4. Отчет об изменении капитала.
  5. Пояснительная записка.

Формы отчетов утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Сдается бухгалтерская отчетность в ИФНС по месту регистрации юридического лица, а также в территориальные органы Росстата по месту нахождения организации и ее филиалов. В оба органа подается одинаковый комплект документов.

Кто должен и не должен подавать бухгалтерскую отчетность

Обязанность юридических лиц сдавать финансовую отчетность закреплена в статье 6 закона № 402-ФЗ, а также в статье 23 Налогового кодекса. Отчетность подают все юридические лица вне зависимости от формы собственности, налогового режима и прочих характеристик. Это касается как субъектов бизнеса, то есть коммерческих организаций, так и всех прочих — бюджетных, некоммерческих, кредитных, страховых и так далее.

Некоторые типы юридических лиц, например, банки и страховые компании, подают отчетность по особым формам.

Индивидуальные предприниматели не имеют обязанности вести бухгалтерский учет и, соответственно, не подают финансовой отчетности. Это касается всех ИП вне зависимости от выбранного режима налогообложения.

Срок и способы подачи

Финансовая отчетность подается организациями ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным.

Отчетность за 2017 год должна быть подана до 2 апреля (так как 31 марта приходится на субботу).

Подать отчетность можно разными способами:

  1. Непосредственно в ИФНС. Датой подачи в этом случае будет считаться день представления отчетности.
  2. По почте. В этом случае день сдачи отчетности — дата почтового отправления (обычно это ценное письмо с описью).
  3. В электронной форме по ТКС. Днем подачи будет считаться дата, указанная в подтверждении отправки.

Формы финансовой отчетности и принципы их заполнения

Бухгалтерский баланс. Является основным отчетом, отражающим результаты финансовой деятельности организации. Он состоит из 5 разделов:

  1. Внеоборотные активы.
  2. Оборотные активы.
  3. Капитал и резервы.
  4. Краткосрочные обязательства.
  5. Долгосрочные обязательства.

В каждом из них показатели отражаются построчно. При этом указываются данные на конец отчетного года и года, предыдущего отчетному. То есть в балансе за 2017 год указываются данные на 31 декабря 2017 года и на 31 декабря 2016 года.

Отчет о финансовых результатах. Включает информацию о доходах и расходах юридического лица, а также о прибыли или убытке. Приводятся данные за отчетный и предыдущий годы.

Отчет об изменении капитала. Отражает движение капитала организации. Особенность — указываются данные за отчетный год, а также два предшествующих года. Таким образом, в отчете за 2017 год будут присутствовать показатели 2015—2017 годов.

Отчет о движении денежных средств. Отражает движение финансов организации и их эквивалента. Включаются данные за отчетный и предыдущий годы.

Пояснительная записка. Содержит пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах. Может иметь вид текста или таблицы. В последнем случае состав пояснений определяется самим юридическим лицом.

Малый бизнес

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут подавать бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме. Она предполагает составление всего двух отчетов — упрощенного баланса и отчета о финансовых результатах. Эти формы можно подавать как в классическом, так и упрощенном виде.

Общие правила заполнения

При заполнении форм годового финансового отчета нужно придерживаться следующих правил:

  1. Все поля заполняются только на русском языке.
  2. Все суммы отражаются в рублях.
  3. Суммовые показатели отражаются в зависимости от оборотов в тысячах либо в миллионах рублей без десятичных знаков.
  4. Числовые показатели указываются за вычетом регулирующих величин, то есть в нетто-оценке.
  5. Если в каких-то полях показатель отсутствует, ставится прочерк. Документы отчетности не должны содержать пустых полей.
  6. Не допускаются исправления и помарки.
  7. Показатели, которые вычитаются, или отрицательные величины указываются в круглых скобках.
  8. Оценка статей отчетов производится согласно правилам, установленным ПБУ.
  9. Не допускается зачет активов и пассивов в балансе, прибыли и убытка в отчете о финансовых результатах.
  10. Данные должны быть сопоставимы с аналогичными показателями предыдущих годов.
  11. Отчет подписывается руководителем организации. Подпись главного бухгалтера не нужна.

Взаимоувязка форм

Бухучет должен достоверно и полно отражать информацию о состоянии имущества и обязательств организации и их изменений. Все хозяйственные операции должны быть учтены методом двойной записи, то есть по дебету и кредиту соответствующих счетов бухгалтерского учета. В итоге актив баланса должен быть равен его пассиву. Если это тождество не исполняется, в учете были допущены ошибки, и баланс составлен неверно.

Контролирующие органы проверяют формы отчетности на их сопоставимость, то есть правильную увязку между собой. Подобные контрольные соотношения есть и в налоговой отчетности — ФНС их регулярно публикует. А вот по бухгалтерской отчетности Налоговая служба такие публикации не делает. Поэтому контрольные соотношения разрабатываются экспертами. В следующих таблицах даны некоторые из них.

Таблица 1. Соотношение показателей баланса и отчета о движении денежных средств

Баланс Отчет о движении денежных средств
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» на 01.01.2017 года = Строка 4500 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода»
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» на 31.12.2017 года = Строка 4500 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода» за 2017 год Строка 4450 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода» за 2018год
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» на 31.12.2015 года = Строка 4450 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода» за 2016 год
Строка 1250: «Денежные средства и эквиваленты» значение на 31 декабря 2017 года минус значение на 31 декабря 2016 года = Строка 4400 «Сальдо денежных потоков за отчетный период»

Таблица 2. Соотношение показателей баланса и отчета об изменении капитала

Баланс Отчет об изменении капитала
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» на 31.12.2017 = Строка 3300 «Итого величина капитала»
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» на 31.12.2016 = Строка 3200 «Итого величина капитала»
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» на 31.12.2015 = Строка 3100 «Итого величина капитала»
Строка 1300: «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» значение на 31.12.2017 минус значение на 31.12.2016 = Строка 3310 минус строка 3320

Как должны соотноситься данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций? Прямой взаимоувязки между ними нет — это обусловлено различиями бухгалтерского и налогового учета. Но все же определенные контрольные соотношения должны исполняться. Например, в отчете о финансовых результатах строка 4322 содержит информацию о выплате дивидендов. Если в ней присутствует показатель, то аналогичные данные должны содержаться и в декларации по налогу на прибыль.

Стандарты бухучета

Существует два типа стандартов бухгалтерского учета — ПБУ и МСФО.

Контур.Фокус

ПБУ — Положения о бухгалтерском учете — российские стандарты. ПБУ регламентируют учет активов, обязательств и событий хозяйственной деятельности юридического лица. Положения принимаются Минфином и действуют в отношении коммерческих организаций, кроме банков.

МСФОмеждународные стандарты финансовой отчетности. Принимаются «Советом по Международным стандартам финансовой отчетности» (IASB). Обязательны для европейских компаний, чьи акции котируются на бирже, а также в отдельных европейских странах.

Россия в настоящее время находится в процессе реформирования внутреннего бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Существует приказ Минфина № 160-н от 25 ноября 2011 года, которым международные стандарты введены в действие, а также даны пояснения к ним.

Бухгалтерская отчетность: особые случаи

Отчетность некоторых типов организаций отличается от отчетности субъектов коммерческой деятельности.

Бюджетная сфера

Отчетность предприятий бюджетной сферы заполняется в соответствии с такими актами:

  • для бюджетных и автономных учреждений — Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н;
  • для казенных учреждений — Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Как видно из названия инструкций, бюджетные организации подают отчетность чаще, чем субъекты бизнеса.

Формы финансовой отчетности предприятий бюджетной сферы представлены в следующей таблице.

Таблица 3. Формы финансовой отчетности бюджетных организаций

Название отчета

Номер формы

Бюджетные / автономные учреждения Казенные учреждения
Баланс учреждения 0503730 0503130
Справка по консолидируемым расчетам 0503710 0503125
Справка по заключению счетов бюджетного учета 0503725 0503110, 0503111
Отчет об исполнении плана/бюджета 0503737 0503127, 0503317, 0503117
Отчет о принятых учреждением обязательствах 0503738 0503128
Отчет о финансовых результатах деятельности 0503721 0503121
Пояснительная записка 0503760 0503160
Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета 0503184
Баланс исполнения бюджета 0503120
Отчет о движении денежных средств 0503123
Отчет о кассовом поступлении и выбытии денежных средств 0503124
Разделительный баланс 0503230
Консолидированный отчет о финансовых результатах 0503321
Консолидированный отчет о движении денежных средств 0503323

Кредитные организации

Банки также отчитываются принципиально по-иному. Финансовую отчетность они подают не в ФНС, а в Центральный банк. Порядок и форма отчетности содержатся в указаниях Банка России от 24.11.2016 № 4212-У. Финансовая отчетность кредитных организаций состоит из нескольких десятков отчетов, сведений, расчетов и прочих форм.

Некоммерческие организации

НКО могут вести бухгалтерский учет в упрощенной форме согласно Информации Минфина России № ПЗ-1/2015. В целом правила схожие с установленными для субъектов малого бизнеса. Есть и отличия, но они незначительны.

Что касается отчетности, то НКО подают:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о целевом использовании средств;
  • приложения к ним.

В отчете о целевом использовании средств приводятся данные на начало и конец отчетного года. Здесь указывается информация о средствах, которые поступили в некоммерческую организацию, и об их использовании в соответствии с утвержденным бюджетом и финансовым планом.

Отчет может подаваться в двух вариантах:

  1. Общая форма. Применяется по умолчанию.
  2. Упрощенная форма. По выбору может подаваться НКО, которые ведут упрощенный учет.

Общая и упрощенная формы годовой бухгалтерской отчетности для НКО утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Плановая инвентаризация

Прежде чем составить годовой бухгалтерский отчет, организация проводит инвентаризацию. Это делается в обязательном порядке всеми юридическими лицами для обеспечения достоверности отчетности.

Суть инвентаризации заключается в проверке наличия и состояния, оценке имущества и обязательств компании, а также в их документальном подтверждении. Проверка носит сплошной характер, то есть проверяются все активы и обязательства.

Инвентаризация проводится на основе соответствующего положения, утвержденного руководителем компании, в течение отчетного года.

Этапы инвентаризации:

  • создается инвентаризационная комиссия;
  • получаются последние документы по приходу и расходу имущества и обязательств;
  • у материально ответственных лиц берутся расписки;
  • готовятся инвентаризационные описи (акты);
  • проводится проверка наличия и состояния активов и обязательств;
  • результаты инвентаризации обобщаются и утверждаются;
  • результаты инвентаризации отражаются в учете.

Обязательный аудит

Некоторые организации обязаны приложить к бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. В частности, обязанность распространяется на:

  • все акционерные общества;
  • государственные компании и корпорации;
  • кредитные организации, фонды, страховые и клиринговые компании, участников рынка ценных бумаг;
  • саморегулируемые организации;
  • организаторов азартных игр и лотерей;
  • организации с объемом выручки за прошлый год более 400 млн рублей и сумме активов более 60 млн рублей.

Полная информация о том, какие юридические лица должны прилагать к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, содержится в законе от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Некоторые рекомендации специалиста по составлению годовой финансовой отчетности: