Когда заканчивается очередной срок сдачи налоговой декларации по НДС, начинается период ожидания вопросов со стороны налоговиков. Еще раз напомним порядок действий в случае, если они поступят, тем более что некоторые правила с начала года изменились.
Содержание
Получили требование — отправляем квитанцию
Когда плательщик получает электронное требование представить пояснения по НДС, первая задача – подтвердить его получение. Для этого в течение 6 дней с момента получения необходимо отправить электронную квитанцию по специальной форме. Если этого не сделать, то на основании пункта 5.1 статьи 23 НК РФ инспекторы ИФНС могут заблокировать расчетные счета компании.
В ответ на подтверждение приема требования налогоплательщик получить извещение, которое, в свою очередь, сообщит о том, что его квитанция получена информационной системой ФНС. Если извещение не поступило, значит что-то пошло не так, и следует отправить квитанцию о получении требования вновь.
Что конкретно требует ФНС
Стандартные требования по декларации НДС бывают трех типов: по контрольным соотношениям, по расхождениям между данными налогоплательщика и контрагента, по операциям, не включенным в декларацию. Для каждого из этих требований разработан стандартный формат ответа. Кроме того, ИФНС может запросить пояснения и по другим основаниям. Важно помнить, что вне зависимости от того, утвержден формат ответного сообщения для полученного требования или нет, с 1 января текущего года отвечать на него в любом случае необходимо в электронном виде.
Работаем с документами
Теперь пришла пора поработать с поступившими требованиями. От того, по какому основанию они выставлены, зависит набор документов, которые придется проверить.
Если у налоговой службы возникли вопросы по контрольным соотношениям декларации, то понадобится, собственно, только сам отчет. Если выставлено требование пояснить операции, не включенные в книгу продаж, то работаем с книгой продаж. Если требование выставлено по нестандартным основаниям, следует подготовить все документы, которые могут дать ответы на возникшие вопросы. Самый большой объем документов понадобится для ответа на требование по расхождениям с контрагентами — готовим книги покупок и продаж, журнал учета счетов-фактур, а также оригиналы счетов-фактур.
Разбираемся с проблемами и готовим ответ
Требование по контрольным соотношениям
Контрольные соотношения есть не что иное, как соотношение показателей, которые находятся в определенных строках декларации. Например, в разделе 9 декларации по НДС сумма в строке 200 должна совпадать со значением строки 260, а в строке 210 – со значением строки 270. Другими словами, сумма НДС к уплате должна быть идентична итоговому значению, которое указано на последней странице раздела 9. Если подобные соотношения нарушены, значит декларация заполнена неверно.
В требовании, выставленном ФНС по этому основанию, будет содержаться номер спорного контрольного соотношения, суть нарушения, ссылка на статью Налогового кодекса, само контрольное соотношение, которое должно исполняться, а также суммы, которые фактически вписаны в указанных строках декларации.
Отвечая на такое требование, нужно указать номер контрольного соотношения и привести пояснения. Объем пояснений ограничен 1 тыс. знаков.
Требования по счетам-фактурам, не включенным в книгу продаж
Если покупатель в своей книге покупок сделку отразил, а продавец в книге продаж – нет, то последнему будет направлено требование объяснить этот факт. В требовании содержится список спорных счетов-фактур. Проанализировав информацию в своей книге покупок, налогоплательщик делает выводы о том, имела ли место та или иная сделка или нет. В первом случае в ответе на требование заполняется таблица 1, в которой указываются данные из счета-фактуры. Если же сделка не подтверждена, то есть продавец указанный покупателем счет-фактуру не выставлял, данные об этом отражаются в таблице 2.
Требование по иным основаниям
Ответ на требование предоставить пояснение по прочим основаниям составляется в свободной форме в виде пояснительного письма. Объяснение должно быть лаконичным — поле ограничено 1 тыс. символов.
Требования по расхождениям с контрагентами
Требования объяснить несоответствие данных между декларацией НДС покупателя и продавца первоначально направляются покупателю в том случае, если отраженные в декларации счета-фактуры в отчете продавца отсутствуют либо если покупатель заявил о вычете больше суммы НДС, нежели продавец указал к уплате.
В самом требовании будут перечислены счета-фактуры, по которым выявлены расхождения, и коды ошибок. Всего этих кодов 4, и каждый из них соответствует определенному типу расхождения.
Прежде всего находим спорный счет-фактуру и убеждаемся, что данные из него включены в книгу покупок или продаж, и, соответственно, в декларацию по НДС. Также следует удостовериться, что все данные оригинала счета-фактуры полностью соответствуют информации в отчете. Если все верно, то этот факт нужно подтвердить в ответе на требование и включить в него счет-фактуру. Кроме того, можно приложить скан-копию оригинала счета-фактуры.
Если ошибка вкралась в реквизиты счета-фактуры, то исправления можно внести прямо в ответе на требование. Однако это не касается случая, когда неверно указана сумма налога. В этой ситуации одним ответом на требование не ограничиться — придется отправлять уточненную декларацию. Отвечать на требование при этом нужно следующим образом:
- удалить указанные счета-фактуры из ответа на требование;
- исправить ошибки в книгах покупок и продаж;
- сформировать уточненную декларацию и в течение 5 рабочих дней после отправки квитанции о приеме требования направить ее в ИФНС.
Проверка и отправление ответа
Вместе с ответом можно направить документы из приказа ФНС № ММВ-7-6/465 от 29.06.12. Это целесообразно сделать в том случае, если, по мнению налогоплательщика, указанные документы смогут убедительно пояснить сложившуюся ситуацию.
Ответ на требование должен быть составлен в формате, разработанном ФНС. Перед отправлением все следует еще раз проверить, в том числе реквизиты самого ответа — его параметры должны соответствовать параметрам требования. Важно правильно указать признак подписанта: 3 – если подписался сам руководитель организации, 4 — если другое уполномоченное лицом. Не забудьте указать корректный ИНН и КПП.
Когда ответ на требование отправлен, информационная система в ФНС пришлет извещение о его получении. Следует убедиться в том, что оно пришло. Если этого не случилось, то не исключены технические неполадки в процессе транспортировки. Если отправить ответ не удается, нужно незамедлительно обратиться к оператору ЭДО.