Минтруд выступил с инициативой продлить действие текущего перечня индикаторов риска, которые служат основанием для назначения внеплановых проверок со стороны трудовых инспекций. Изначально предполагалось, что приказ, регулирующий эти нормы, утратит силу в конце 2025 года. Однако, согласно новому проекту, его действие планируется расширить до 31 декабря 2026 года.
Это означает, что и в 2026 году инспекторы будут руководствоваться утвержденным списком критериев для выявления потенциальных нарушений трудового законодательства. Рассмотрим подробнее, какие именно факторы остаются в зоне пристального внимания.
Индикаторы риска — это конкретные признаки, которые с высокой вероятностью указывают на наличие нарушений в деятельности работодателя. При обнаружении одного или нескольких таких индикаторов у Государственной инспекции труда появляется законное право инициировать внеплановую проверку, даже в условиях действующего моратория. Перечень этих триггеров утвержден приказом Минтруда от 30.11.2021 № 838н.
Основания для внеплановых проверок
Проект Минтруда предполагает сохранение всех девяти действующих индикаторов. Если его примут, в 2026 году основания для внеплановых визитов трудовой инспекции останутся прежними.
Рост производственного травматизма
Внеплановая проверка может быть инициирована, если на предприятии зафиксирован рост числа несчастных случаев с тяжелыми последствиями по сравнению с предыдущим годом. Уровень допустимого роста зависит от штатной численности сотрудников, что позволяет учитывать масштаб деятельности компании при оценке рисков.
Начисление зарплаты ниже МРОТ
Под подозрение попадут работодатели, у которых в предыдущем квартале как минимум 10% сотрудников (но не менее 10 человек) получали заработную плату ниже минимального размера оплаты труда. Напомним, что в 2025 году МРОТ составляет 22 440 рублей, а на 2026 год запланировано его повышение до 27 093 рублей.
Резкое сокращение фонда оплаты труда (ФОТ)
Тревожным сигналом для инспекции станет сокращение квартального фонда оплаты труда (ФОТ) на 50% и более по сравнению с предыдущим кварталом. Этот индикатор применяется к компаниям с численностью от 10 человек при условии, что в отчетности не отражено массовое увольнение персонала. Такая ситуация может указывать на перевод сотрудников на неполный рабочий день или отправку в неоплачиваемый отпуск без должного оформления.
Массовое сотрудничество с самозанятыми
Особое внимание уделяется компаниям, которые подменяют трудовые отношения гражданско-правовыми договорами с самозанятыми. Риск возникает при одновременном соблюдении нескольких условий:
- работодатель сотрудничает более чем с 10 плательщиками налога на профессиональный доход (НПД);
- среднемесячный доход каждого из них от этой компании превышает 50 тысяч рублей;
- средняя продолжительность сотрудничества составляет более трех месяцев.
Начало процедуры банкротства
Если в отношении работодателя, штат которого насчитывает 50 и более сотрудников, инициирована процедура банкротства, это автоматически становится поводом для проверки. Контролеры стремятся убедиться, что права работников на получение заработной платы и других выплат будут соблюдены.
Подозрительная специальная оценка условий труда (СОУТ)
Индикатором риска считается ситуация, когда специальная оценка условий труда (СОУТ) для двух и более работодателей из разных регионов проводится одной и той же организацией в течение суток. Это может свидетельствовать о формальном подходе к процедуре, что ставит под сомнение объективность результатов оценки.
Если проект Минтруда будет утвержден, то в 2026 году система контроля в сфере трудовых отношений сохранит свою стабильность. Работодателям следует продолжать ориентироваться на действующий перечень индикаторов риска и выстраивать внутренние процессы таким образом, чтобы не давать повода для внеплановых проверок. Публичное обсуждение проекта продлится до 7 ноября 2025 года.
Читайте также: Новый порядок постановки на налоговый учет в 2026 году

Добавить комментарий