Проверка информации во аремя ВНП

Проверки устарели — им на смену придет налоговый мониторинг

image_pdfimage_print

«Камералки» и ВНП со временем потеряют свою актуальность — ФНС уже сегодня может отслеживать отчетность налогоплательщиков онлайн. Правда, пока лишь тех, кто сам на это подписался. И пусть во всей стране их чуть больше 20, зато в их числе самые известные имена — Роснефть, Новатэк, Мегафон, МТС и другие гиганты. Все они стали добровольными участниками системы налогового мониторинга. Что это такое и как работает? Об этом рассказала Марина Крашенинникова, замначальника Управления камерального контроля ФНС России.

Суть налогового мониторинга

Идея возникла не на пустом месте — чиновники изучали опыт зарубежных коллег. В итоге в 2016 году проект был запущен Федеральной налоговой службой. Теперь инспекторы имеют онлайн-доступ к отчетности участвующих компаний. Последние же заинтересованы в таком взаимодействии, ведь в результате сокращаются издержки, связанные с проведением налоговых мероприятий. По подсчетам, они уже снизились примерно на треть. А поскольку речь о крупных компаниях, то это выливается в экономию довольно больших сумм. Кроме того, теперь удается быстро урегулировать спорные налоговые вопросы, что особенно актуально перед закрытием периода.

Согласование операций с налоговой

Одним из механизмов налогового мониторинга является запрос мотивированного мнения контролирующего органа относительно операций, которые совершает налогоплательщик. Это так называемый налоговый руллинг.

Компания может заранее согласовать свои действия с налоговым органом или запросить их оценку постфактум. Конечно, мнение ФНС может отличаться от того, что думает сам налогоплательщик. Однако в этом случае штрафные санкции к нему применены не будут — такие правила установлены действующим законодательством.

Рейтинг налогоплательщика

Налоговый рейтинг — еще один инновационный инструмента, о котором рассказала Марина Крашенинникова. Он представляет собой цифровую оценку того, насколько добросовестно компания исполняет обязанности налогоплательщика. Тонкости составления такого рейтинга замглавы Управления камерального контроля не раскрыла, упомянув лишь, что это комплексная внутренняя оценка, выставляемая компании.

Налоговый рейтинг должен позволить контролерам оценить уровень налогоплательщиков, которые участвуют в мониторинге. Он покажет проблемные места того или иного юридического лица. Самим же компаниям рейтинг позволит оценить уровень их будущего развития.

Рейтинг базируется на оценке ряда показателей: уровня налоговых рисков, системы внутреннего контроля, взаимодействия с ФНС и налоговой дисциплины. О том, какой рейтинг присвоен участнику мониторинга, знает лишь он сам и налоговая служба.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *