На днях депутаты Госдумы в третьем чтении одобрили законопроект, который внесет в Налоговый кодекс новую статью, регулирующую установление пределов осуществления права и исполнения обязанностей налогоплательщика. По мнению авторов законопроекта, он вводит принцип презумпции добросовестности налогоплательщика и позволит компаниям и предпринимателям отвергать необоснованные претензии налоговых органов. Однако многие юристы, специализирующиеся на налоговом праве, с этим не согласны.
Еще в 2006 году пленум ВАС своим постановлением № 53 закрепил понятие налоговой выгоды, теперь же инициаторы законопроекта решили ввести его в Кодекс. Однако реализация, по словам налоговых юристов, оставляет желать лучшего. Новый закон вносит изменения в процессы, устоявшиеся в течение последних 10 лет. К тому же его текст содержит недоработки.
Из минусов специалисты отмечают фактическое разрешение инспекциям вторгаться в хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Они получают право игнорировать формальную сторону сделки и пересматривать ее суть. При этом текст поправок не содержит ограничения полномочий ИФНС и не формализует процедуру такого пересмотра.
Кроме того, вместо введенных упомянутым постановлением Пленума ВАС и уже ставших всем привычным понятий, например, «действительный экономический смысл сделки» или «деловой характер цели», вводятся новые. В частности, «основная цель совершения сделки», «искажение фактов хозяйственной жизни» и прочие не совсем ясные понятия. У специалистов ИФНС появится больше формальных оснований отказывать налогоплательщикам в уменьшении налоговой базы путем вычетов. Это можно будет сделать, например, если у инспектора возникнет сомнение, что исполнителем сделки стало именно то лицо, которое указано в договоре.
В настоящий момент закон находится в Совете Федерации. Специалисты не сомневаются, что он будет одобрен сенаторами и утвержден президентом. Таким образом, уже скоро налоговые проверки покажут, как принцип презумпции добросовестности налогоплательщика будет реализован на практике.