КЭП 2021

Новый порядок выдачи сертификатов ЭП от ФНС с 1 июля 2021 года

image_pdfimage_print

С 2022 года в соответствии с законодательством об электронной подписи в полномочия ФНС будет входить бесплатная выдача квалифицированной электронной подписи (КЭП) для руководителей юридических лиц, предпринимателей и нотариусов.

Однако уже с 1 июля 2021 текущего года ФНС планирует начать выдачу сертификатов для «бесшовного» перехода от платного варианта коммерческих аккредитованных удостоверяющих центров (АУЦ) к соответствующей безвозмездной государственной услуге, оказываемой АУЦ ФНС России.

Стоит отметить, что сертификаты от коммерческих АУЦ будут действовать до конца 2021 года.

Порядок получения ЭП от ФНС

Обратиться в аккредитованный Удостоверяющий центр ФНС за получением квалифицированной электронной подписи путём личного обращения смогут:

  • лицо, действующее без доверенности от имени организации
  • индивидуальный предприниматель
  • нотариус

Для прочих учреждений и лиц предусмотрен иной порядок выдачи:

  • квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платёжных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей можно будет получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации
  • должностные лица госорганов и органов местного самоуправления, а сотрудники подведомственных учреждений смогут получить сертификат в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства
  • физические лица, выступающие уполномоченным представителем юридического лица, смогут оформить сертификат ЭП в коммерческих аккредитованных Удостоверяющих центрах

Удостоверяющий центр СКБ Контур

Удостоверяющий центр СКБ Контур продолжит осуществлять выдачу сертификатов на ЭП физическим лицам. ФНС не планирует выдавать нескольких сертификатов в отношении одного юридического лица, потребность в получении ЭП физическими лицами, работающими от имени организации, меньше не станет, поскольку в крупных организациях, как правило, несколько лиц уполномочены осуществлять операции от имени руководителя.

В настоящее время, в квалифицированной электронной подписи сотрудника, который вправе выступать от имени компании, указывается наименование юридического лица. В будущем ЭП будет выдаваться персонально для физического лица, то есть без привязки к конкретной организации, поэтому доверенным лицам компании понадобится дополнительно подтверждать свои полномочия: иметь электронную доверенность, заверенную ЭП юридического лица, или отдельный подтверждающий документ для госслужащих.

Контур.Фокус

Сотрудникам нужна подпись физлица и электронная доверенность.

Удостоверяющий центр СКБ Контур готовится стать доверенным УЦ ФНС, это позволит клиентам облегчить процесс получения сертификата, поскольку в точках выдачи будет одновременно осуществляться подтверждение личности и выдача ЭП.

Новые требования к аккредитации не повлияют на работу с клиентами, выдача сертификатов УЦ СКБ Контур юридическим и физическим лицам будет осуществляться в привычном режиме.

Текущее состояние рынка ЭП

Неопределённость рынка электронных подписей диктует свои правила поведения, при этом УЦ СКБ Контур планирует придерживаться следующей позиции:

  • участвовать в процессе создания новой инфраструктуры с целью облегчить юридическим лицам процесс перехода к ЭП от ФНС
  • после того как процесс будет завершён, оказывать необходимую помощь в получении сертификатов в ФНС

До момента, когда новая схема сможет работать бесперебойно, юридическим лицам и ИП рекомендуется обращаться за получением сертификатов в коммерческие УЦ. Это позволит минимизировать риск неполучения ЭП, которая необходима компания и ИП при осуществлении деятельности, например, для участия в торгах и представления отчётности.

Согласно текущей обстановке на рынке нельзя гарантировать то, что выданные сертификаты продолжат своё действие после 31 декабря 2021 года. При этом ожидается, что переходный период всё-таки будет продлён в 2022 году, с целью обеспечения бесперебойности в процессе получения сертификатов.

Аналогичная ситуация происходила в процессе перехода на ГОСТ 2012. Перенос сроков осуществлялся несколько раз, поскольку у операторов ИС и государственных властей в приоритете интересы ЭДО, а не формальности.

Читайте также Нововведения по НДС в 2021 году

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *