Минфин подготовил правительственный законопроект № 158452, который может серьезно изменить штрафы за работу с контрольно-кассовой техникой (ККТ). Если его примут, минимальные наказания за неприменение ККТ вырастут в 5 раз, а для повторных нарушений введут отдельные санкции. Законопроект находится на стадии общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru, однако его правительственный статус значительно повышает вероятность принятия.
Обзор законопроекта
Законопроект находится на стадии общественного обсуждения. Он вносит комплексные поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) с целью кардинального ужесточения ответственности за нарушения при работе с контрольно-кассовой техникой.
Масштаб изменений:
- поправки затрагивают статьи 14.5, 3.5, 4.1, 4.1.1, 23.5, 25.1, 28.1, 29.9 КоАП РФ;
- инициатива призвана сделать потенциальные штрафы более болезненными, чем выгода от сокрытия выручки;
- расширяются полномочия ФНС по дистанционному контролю и возбуждению дел.
Ключевое изменение: законопроект меняет статус ИП: «Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»
Это означает, что индивидуальные предприниматели будут нести ответственность наравне с юридическими лицами, а не как должностные лица.
Штрафы за неприменение ККТ (часть 2 статьи 14.5 КоАП)
Часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за неприменение ККТ в установленных законодательством случаях. Если организация или ИП осуществляет расчеты с покупателями наличными или с использованием электронных средств платежа без применения или с нарушением правил применения онлайн-кассы, то наступает административная ответственность.
Изменения минимальных размеров штрафов:
- для должностных лиц — 30 000 рублей (рост в 3 раза);
- для юридических лиц и ИП — 150 000 рублей (рост в 5 раз).
| Вид нарушения | Текущий штраф | Новый штраф |
| Должностные лица | 25-50% суммы расчета, мин. 10 000 рублей | 25-50% суммы расчета, мин. 30 000 рублей |
| Юридические лица и ИП | 75-100% суммы расчета, мин. 30 000 рублей | 75-100% суммы расчета, мин. 150 000 рублей |
Штрафы за повторные нарушения (части 2.1 и 2.2 статьи 14.5 КоАП)
Законопроект дополняет статью 14.5 КоАП РФ принципиально новыми частями, вводящими градацию ответственности за систематические нарушения.
Ключевое условие: новые части 2.1 и 2.2 применяются только когда сумма расчетов без ККТ составляет менее 1 млн рублей. При сумме от 1 млн рублей действует существующая часть 3 с дисквалификацией и приостановлением деятельности.
Часть 2.1 — Повторное нарушение
Ответственность за повторное совершение административного правонарушения по неприменению ККТ:
- на должностных лиц — штраф 25-50% суммы расчёта, но не менее 60 000 рублей;
- на юридических лиц и ИП — штраф 75-100% суммы расчёта, но не менее 300 000 рублей.
Часть 2.2 — Систематические нарушения
Неприменение ККТ лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичные правонарушения:
- на должностных лиц — штраф 25-50% суммы расчёта, но не менее 150 000 рублей;
- на юридических лиц и ИП — штраф 75-100% суммы расчёта, но не менее 750 000 рублей.
| Вид нарушения | Текущий штраф | Новый штраф |
|---|---|---|
| Повторное совершение правонарушения (Часть 2.1) | ||
| Должностные лица | Не предусмотрено | 25-50% суммы расчета, мин. 60 000 рублей |
| Юридические лица и ИП | Не предусмотрено | 75-100% суммы расчета, мин. 300 000 рублей |
| Систематическое нарушение (Часть 2.2) | ||
| Должностные лица | Не предусмотрено | 25-50% суммы расчета, мин. 150 000 рублей |
| Юридические лица и ИП | Не предусмотрено | 75-100% суммы расчета, мин. 750 000 рублей |
Невыдача кассового чека (часть 6 статьи 14.5 КоАП)
Согласно поправкам в часть 6 статьи 14.5 КоАП РФ, наказание ужесточается сразу по двум ключевым направлениям: сумма штрафа существенно возрастает, а обязанность выдавать чек становится безусловной.
Ключевое изменение: законопроект предлагает убрать условие «по требованию клиента», делая выдачу (или направление электронного) чека обязательной при каждом расчете.
Сейчас за невыдачу чека по требованию покупателя штрафуют на 2 000 рублей (для должностных лиц) или выносят предупреждение. Для компаний и ИП — штраф 10 000 рублей или предупреждение. Законопроект предлагает изменить это. За невыполнение этой обязанности предлагается установить фиксированный штраф:
- для должностных лиц — 10 000 рублей;
- для юридических лиц и ИП — 50 000 рублей.
Это означает, что продавцы больше не смогут ссылаться на отсутствие требования покупателя как на оправдание невыдачи чека. Формирование и выдача фискального документа станет обязательным элементом каждой продажи.
Применение ККТ с нарушениями (часть 4 статьи 14.5 КоАП)
Законопроект вносит точечные, но важные изменения в часть 4 статьи 14.5 КоАП РФ, которая регулирует ответственность за использование контрольно-кассовой техники с различными нарушениями требований законодательства.
Основные изменения:
- фиксированный штраф — 50 000 рублей для компаний и ИП либо предупреждение (вместо текущих 5 000-10 000 рублей);
- должностные лица полностью освобождаются от ответственности по данной части;
- новое основание для штрафа — нарушение порядка снятия ККТ с регистрационного учета.
Изменения по фискальным накопителям
Законопроект расширяет полномочия контролирующих органов в сфере фискальных накопителей — важного компонента кассового оборудования:
Расширение экспертных полномочий:
- части 14 и 15 статьи 14.5 дополняются требованиями к проведению экспертизы моделей фискальных накопителей;
- экспертиза может проводиться как для ККТ, так и для фискальных накопителей отдельно;
- основанием для экспертизы может стать несоответствие модели фискального накопителя установленным требованиям.
Эти изменения направлены на усиление технического контроля за соответствием всех компонентов кассового оборудования требованиям законодательства.
Упрощенный порядок возбуждения дел
Законопроект значительно расширяет возможности ФНС по дистанционному контролю и упрощает процедуры привлечения к ответственности.
Налоговая инспекция получает право начать дело об административном правонарушении без контактного взаимодействия с компанией или предпринимателем по следующим нарушениям:
- неприменение ККТ (части 2, 2.1, 2.2);
- применение ККТ с нарушениями (часть 4);
- невыдача кассового чека (часть 6).
Законопроект вводит упрощенный порядок для привлечения к ответственности. Если нарушение зафиксировано автоматизированными системами ФНС (например, данные от онлайн-касс показали отсутствие операции), инспекторы смогут возбудить дело без выездной проверки или другого прямого контакта с нарушителем.
Важно! У налоговой должны быть достаточные доказательства нарушения, полученные в ходе дистанционного контроля (например, при анализе данных от онлайн-касс).
Однако сохраняется и возможность избежать штрафа. Если компания или ИП самостоятельно обнаружат ошибку (например, неприменение ККТ или неверно пробитую сумму) и пробьют чек коррекции до того, как об этом узнает налоговая, они будут освобождены от ответственности по частям 2, 2.1, 2.2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП. Главное условие — на момент обращения в ФНС у инспекции не должно быть информации о данном нарушении.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства сохраняется возможность уплатить только половину штрафа, если он назначен по результатам автоматизированного контроля.
Читайте также: Кредитные каникулы для МСП и самозанятых

Добавить комментарий