Отчет

Бухгалтерская отчётность в 2023 году

image_pdfimage_print

Бухгалтерская (финансовая) отчётность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом 402-ФЗ от 06.12.2011г. Статья расскажет о том, что собой представляет Бухгалтерская отчётность за 2022 год и как сдать ее в 2023 году.

Правовое регулирование и общие требования

Правовое регулирование бухгалтерской отчётности осуществляется законом от 6 декабря 2011 года  № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», Положениями о бухгалтерском учёте (ПБУ), нормами Налогового кодекса.

Законодательство устанавливает к бухгалтерской отчётности ряд требований. Вот некоторые из них:

  1. Достоверность. Представленные сведения должны быть реальными.
  2. Нейтральность, то есть объективность.
  3. Существенность. Отчетность должна отражать показатели, влияющие на то, какие решения были приняты в компании.
  4. Последовательность отражения хозяйственных операций.
  5. Целостность и полнота представленных данных.

Отчётность на практике

С точки зрения бухгалтера, отчетность — набор форм, который ежегодно подается в Налоговую инспекцию. В общем случае состав отчётности таков:

  1. Баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Отчет о движении денежных средств.
  4. Отчет об изменении капитала.
  5. Пояснительная записка.

Формы отчётов утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. С отчётности за 2020 год действуют изменения, внесённые Приказом Минфина России от 19.04.2019г. № 61н.

Сдаётся бухгалтерская отчётность в ИФНС по месту регистрации юридического лица.

Кто должен и не должен подавать бухгалтерскую отчётность

Обязанность юридических лиц сдавать финансовую отчётность закреплена в статье 6 закона № 402-ФЗ, а также в статье 23 Налогового кодекса. Отчётность подают все юридические лица вне зависимости от формы собственности, налогового режима и прочих характеристик. Это касается как субъектов бизнеса, то есть коммерческих организаций, так и всех прочих — бюджетных, некоммерческих, кредитных, страховых и так далее.

Некоторые типы юридических лиц, например, банки и страховые компании, подают отчётность по особым формам.

Индивидуальные предприниматели не имеют обязанности вести бухгалтерский учёт и, соответственно, не подают финансовой отчётности. Это касается всех ИП вне зависимости от выбранного режима налогообложения.

Срок и способы подачи

Финансовая отчётность подается организациями ежегодно до 31 марта года, следующего за отчётным.

Подать отчетность можно разными способами:

  1. Непосредственно в ИФНС. Датой подачи в этом случае будет считаться день представления отчётности.
  2. По почте. В этом случае день сдачи отчётности — дата почтового отправления (обычно это ценное письмо с описью).
  3. В электронной форме по ТКС. Днем подачи будет считаться дата, указанная в подтверждении отправки.

Формы финансовой отчётности и принципы их заполнения

Бухгалтерский баланс. Является основным отчётом, отражающим результаты финансовой деятельности организации. Он состоит из 5 разделов:

  1. Внеоборотные активы.
  2. Оборотные активы.
  3. Капитал и резервы.
  4. Краткосрочные обязательства.
  5. Долгосрочные обязательства.

В каждом из них показатели отражаются построчно. При этом указываются данные на конец отчётного года и года, предыдущего отчётному. То есть в балансе за 2022 год указываются данные на 31 декабря 2021 года и на 31 декабря 2022 года.

Отчёт о финансовых результатах. Включает информацию о доходах и расходах юридического лица, а также о прибыли или убытке. Приводятся данные за отчётный и предыдущий годы.

Отчёт об изменении капитала. Отражает движение капитала организации. Особенность — указываются данные за отчётный год, а также два предшествующих года. Таким образом, в отчете за 2022 год будут присутствовать показатели 2020—2021 годов.

Отчёт о движении денежных средств. Отражает движение финансов организации и их эквивалента. Включаются данные за отчётный и предыдущий годы.

Пояснительная записка. Содержит пояснения к балансу и отчёту о финансовых результатах. Может иметь вид текста или таблицы. В последнем случае состав пояснений определяется самим юридическим лицом.

Малый бизнес

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут подавать бухгалтерскую отчётность в упрощённой форме. Она предполагает составление всего двух отчётов — упрощенного баланса и отчёта о финансовых результатах. Эти формы можно подавать как в классическом, так и упрощенном виде.

Общие правила заполнения

При заполнении форм годового финансового отчёта нужно придерживаться следующих правил:

  1. Все поля заполняются только на русском языке.
  2. Все суммы отражаются в рублях.
  3. Суммовые показатели отражаются в зависимости от оборотов в тысячах либо в миллионах рублей без десятичных знаков.
  4. Числовые показатели указываются за вычетом регулирующих величин, то есть в нетто-оценке.
  5. Если в каких-то полях показатель отсутствует, ставится прочерк. Документы отчетности не должны содержать пустых полей.
  6. Не допускаются исправления и помарки.
  7. Показатели, которые вычитаются, или отрицательные величины указываются в круглых скобках.
  8. Оценка статей отчётов производится согласно правилам, установленным ПБУ.
  9. Не допускается зачёт активов и пассивов в балансе, прибыли и убытка в отчёте о финансовых результатах.
  10. Данные должны быть сопоставимы с аналогичными показателями предыдущих годов.
  11. Отчёт подписывается руководителем организации. Подпись главного бухгалтера не нужна.

Взаимоувязка форм

Бухучёт должен достоверно и полно отражать информацию о состоянии имущества и обязательств организации и их изменений. Все хозяйственные операции должны быть учтены методом двойной записи, то есть по дебету и кредиту соответствующих счетов бухгалтерского учёта. В итоге актив баланса должен быть равен его пассиву. Если это тождество не исполняется, в учёте были допущены ошибки, и баланс составлен неверно.

Контролирующие органы проверяют формы отчётности на их сопоставимость, то есть правильную увязку между собой. Подобные контрольные соотношения есть и в налоговой отчётности — ФНС их регулярно публикует. А вот по бухгалтерской отчётности Налоговая служба такие публикации не делает. Поэтому контрольные соотношения разрабатываются экспертами. В следующих таблицах даны некоторые из них.

Таблица 1. Соотношение показателей баланса и отчёта о движении денежных средств

Баланс Отчёт о движении денежных средств
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» за 2020 год = Строка 4500 за 2020 год
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» за 2021 год = Строка 4450 за 2020 год
Строка 1250: «Денежные средства и эквиваленты» значение на 31 декабря 2021 года минус значение на 31 декабря 2020 года = Строка 4400 «Сальдо денежных потоков за отчётный период»

Таблица 2. Соотношение показателей баланса и отчета об изменении капитала

Баланс Отчет об изменении капитала
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» на 31.12.2021 = Строка 3300 «Итого величина капитала»
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» на 31.12.2020 = Строка 3200 «Итого величина капитала»
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» на 31.12.2019 = Строка 3100 «Итого величина капитала»
Строка 1300: «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» значение на 31.12.2021 минус значение на 31.12.2020 = Строка 3310 минус строка 3320

Как должны соотноситься данные бухгалтерской отчётности и налоговых деклараций? Прямой взаимоувязки между ними нет — это обусловлено различиями бухгалтерского и налогового учёта. Но все же определенные контрольные соотношения должны исполняться. Например, в отчёте о финансовых результатах строка 4322 содержит информацию о выплате дивидендов. Если в ней присутствует показатель, то аналогичные данные должны содержаться и в декларации по налогу на прибыль.

Стандарты бухучёта

Существует два типа стандартов бухгалтерского учета — ПБУ и МСФО.

ПБУ — Положения о бухгалтерском учёте — российские стандарты. ПБУ регламентируют учёт активов, обязательств и событий хозяйственной деятельности юридического лица. Положения принимаются Минфином и действуют в отношении коммерческих организаций, кроме банков.

МСФОмеждународные стандарты финансовой отчетности. Принимаются «Советом по Международным стандартам финансовой отчетности» (IASB). Обязательны для европейских компаний, чьи акции котируются на бирже, а также в отдельных европейских странах.

Россия в настоящее время находится в процессе реформирования внутреннего бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Бухгалтерская отчётность: особые случаи

Отчетность некоторых типов организаций отличается от отчетности субъектов коммерческой деятельности.

Бюджетная сфера

Отчётность предприятий бюджетной сферы заполняется в соответствии с такими актами:

  • для бюджетных и автономных учреждений — Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчётности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н;
  • для казённых учреждений — Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Как видно из названия инструкций, бюджетные организации подают отчётность чаще, чем субъекты бизнеса.

Формы финансовой отчётности предприятий бюджетной сферы представлены в следующей таблице.

Таблица 3. Формы финансовой отчётности бюджетных организаций

Название отчета

Номер формы

Бюджетные / автономные учреждения Казенные учреждения
Баланс учреждения 0503730 0503130
Справка по консолидируемым расчётам 0503725 0503125
Справка по заключению счетов бюджетного учёта 0503710 0503110, 0503111
Отчёт об исполнении плана/бюджета 0503737 0503127, 0503317, 0503117
Отчёт о принятых учреждением обязательствах 0503738 0503128
Отчёт о финансовых результатах деятельности 0503721 0503121
Пояснительная записка 0503760 0503160
Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета 0503184
Баланс исполнения бюджета 0503120
Отчёт о движении денежных средств 0503723 0503123
Отчёт о кассовом поступлении и выбытии денежных средств 0503124
Разделительный баланс 0503230
Консолидированный отчёт о финансовых результатах 0503321
Консолидированный отчёт о движении денежных средств 0503323

Кредитные организации

Банки также отчитываются принципиально по-иному. Финансовую отчётность они подают не в ФНС, а в Центральный банк. Финансовая отчётность кредитных организаций состоит из нескольких десятков отчётов, сведений, расчётов и прочих форм.

Некоммерческие организации

НКО могут вести бухгалтерский учёт в упрощённой форме согласно Информации Минфина России № ПЗ-1/2015. В целом правила схожие с установленными для субъектов малого бизнеса. Есть и отличия, но они незначительны.

Что касается отчётности, то НКО подают:

  • бухгалтерский баланс
  • отчёт о целевом использовании средств
  • приложения к ним.

В отчёте о целевом использовании средств приводятся данные на начало и конец отчетного года. Здесь указывается информация о средствах, которые поступили в некоммерческую организацию, и об их использовании в соответствии с утверждённым бюджетом и финансовым планом.

Отчет может подаваться в двух вариантах:

  1. Общая форма. Применяется по умолчанию.
  2. Упрощенная форма. По выбору может подаваться НКО, которые ведут упрощенный учёт.

Общая и упрощенная формы годовой бухгалтерской отчётности для НКО утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Плановая инвентаризация

Прежде чем составить годовой бухгалтерский отчёт, организация проводит инвентаризацию. Это делается в обязательном порядке всеми юридическими лицами для обеспечения достоверности отчётности.

Суть инвентаризации заключается в проверке наличия и состояния, оценке имущества и обязательств компании, а также в их документальном подтверждении. Проверка носит сплошной характер, то есть проверяются все активы и обязательства.

Инвентаризация проводится на основе соответствующего положения, утвержденного руководителем компании, в течение отчетного года.

Этапы инвентаризации:

  • создается инвентаризационная комиссия
  • получаются последние документы по приходу и расходу имущества и обязательств
  • у материально ответственных лиц берутся расписки
  • готовятся инвентаризационные описи (акты)
  • проводится проверка наличия и состояния активов и обязательств
  • результаты инвентаризации обобщаются и утверждаются
  • результаты инвентаризации отражаются в учёте

Обязательный аудит

Некоторые организации обязаны приложить к бухгалтерской отчётности аудиторское заключение. В частности, обязанность распространяется на:

  • все акционерные общества
  • государственные компании и корпорации
  • кредитные организации, фонды, страховые и клиринговые компании, участников рынка ценных бумаг
  • саморегулируемые организации
  • организаторов азартных игр и лотерей
  • организации с объёмом выручки за прошлый год более 400 млн рублей и сумме активов более 60 млн рублей

Полная информация о том, какие юридические лица должны прилагать к годовой бухгалтерской отчётности аудиторское заключение, содержится в законе от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Способ представления отчётности

С текущего года юридические лица должны представлять отчётность в электронном виде. Чтобы свести к минимуму количество ошибок, рекомендуется при заполнении и отправке форм использовать программу «Контур.Экстерн». Возможности системы позволяют осуществить сверку внутри форм за текущий период, а также сравнить показатели из ранее представленных форм. Многоступенчатая проверка позволяет избежать неточностей и несостыковок в отчётности.

Некоторые рекомендации специалиста по составлению годовой финансовой отчётности:

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *