Согласно закону о бухгалтерском учете № 402-ФЗ, малые предприятия могут отчитываться по упрощенной форме. Каковы особенности такой отчетности, и кто имеет право ее подавать?
Содержание
Что такое упрощенная отчетность
Упрощенная отчетность включает следующие обязательные формы: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств (для НКО). Прочие формы, а именно отчеты об изменении денежных средств и движении капитала, можно не составлять.
Преференция для малых компаний заключается не только в сокращении количества обязательных форм, но и в упрощении их структуры. Формы упрощенной отчетности содержат меньше полей по сравнению с традиционными.
Какие предприятия являются малыми
Законом установлено несколько критериев, которым должны соответствовать компании и ИП, чтобы являться субъектами малого бизнеса. Их значения периодических корректируются. На сегодняшний день действуют следующие критерии:
- Объем дохода не более 800 млн рублей за предшествующий год. Именно дохода, а не выручки, как было ранее. При этом подразумевается весь доход, который учитывается для целей налогообложения.
- Не более 100 работников по среднесписочной численности за прошлый год.
- Если доля компании принадлежит юридическим лицам, то действуют ограничения:
- доля благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций, РФ и ее субъектов, а также муниципальных образований может быть не более 25%;
- доля иностранного юридического лица и организации, которая не относится к субъектам малого и среднего бизнеса — не более 49%.
В отдельных случаях правила, ограничивающие участие в капитале малого предприятия иных юрлиц (пункт 3), могут не применяться. Например, они игнорируются для участников проекта «Сколково» и для организаций, чья работа связана с внедрением результатов интеллектуальной деятельности (ноу-хау, компьютерных программ и т. д.). При этом прочие критерии должны исполняться.
Однако не любое малое предприятие может подавать упрощенную отчетность. Например, микрофинансовым организациям и юридическим консультациям это запрещено. Также отчитываться в полной форме должны любые организации, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Перечень субъектов, которые не могут подавать упрощенную отчетность, приведен в пункте 5 статьи 6 закона 402-ФЗ.
Упрощенный баланс: особенности
Форма упрощенного баланса приведена в приложении № 5 к постановлению № 66н от 02.07.2010. В соответствии с пунктом 6 этого приказа, группы статей баланса можно не детализировать.
Баланс составляется на основании данных учета, который ведется на предприятии. Субъекты малого бизнеса могут ввести учет в упрощенном варианте, изложенном Минфином в памятке от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015. Например, разрешено не применять ПБУ 18/2. В этом случае строки, в которых отображаются отложенные налоговые активы и обязательства, в балансе будут отсутствовать. Кроме того, субъекты малого бизнеса могут не создавать резервы, за исключением резервов по сомнительным долгам. Также разрешено применять кассовый метод учета. А вот ретроспективный пересчет показателей баланса при выявлении в предыдущих периодах ошибки можно не применять. В этом случае прибыль или убыток подлежит включению в прочие доходы или расходы текущего периода.
В заключение подчеркнем, что применение упрощенной отчетности является правом малого предприятия, но не обязанностью. При желании можно составить полноценный бухгалтерский баланс и все прочие отчеты.