ФНС обнародовала справочник формальных оснований и возможных причин для вызова граждан в ИФНС в письме от 09.08.22 № ЕА-4-15/10350. Налоговики обязаны опираться на данный справочник, когда составляют уведомления о вызове налогоплательщиков в инспекцию для дачи пояснений.
Подпункт 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса России позволяет инспекторам вызывать граждан (налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков взносов), чтобы получить от них пояснения по результатам налоговой проверки, по уплате налогов и по некоторым другим вопросам. Для вызова плательщиков в ИФНС проверяющие обязаны высылать им письменные уведомления. Налоговая служба отметила, что в этих документах следует указывать:
- основание вызова, например, налоговая проверка (возможны и другие варианты)
- область анализа: камеральная или выездная проверка, контрольно-аналитическая деятельность, комиссия по зарплате и не только
- конкретный уточняемый вопрос к налогоплательщику, к примеру, предъявление бумаг или разъяснений, уточнение старых данных, обнаружение налоговых рисков или полученные инспекторами сведения о сделке с подозрительной фирмой
Если подходящая причина отсутствует в справочнике, то сотруднику ИФНС необходимо прописать в уведомлении следующие данные:
- название налога, взноса или сбора
- тип процедуры налогового контроля, при которой появилась обоснованная необходимость в вызове предпринимателя в инспекцию
- налоговые периоды
- реквизиты проблемного документа, например, УПД, счёта-фактуры или договора
- название фирмы-контрагента в таких случаях, как выявление расхождений по НДС
Читайте также Ускоренное возмещение НДС: комментарии ФНС