С 1 ноября 2025 года ФНС планировала внедрять обновлённый порядок электронного взаимодействия с налогоплательщиками. Изменения должны были касаться подачи обращений по вопросам применения налогового законодательства и уплаты обязательных платежей. Налогоплательщики больше не смогли бы направлять такие документы через операторов ЭДО, а вместо этого должны были использовать официальные сервисы ФНС и портал Госуслуг.
Однако, согласно последнему письму ФНС от 27.10.2025 № 26-1-05/0081@, полный отказ от приёма таких писем переносится на начало 2026 года. До объявления новой даты возможность направлять письма с вложениями через операторов ЭДО сохраняется, при ограничении размера транспортного контейнера — не более 1 МБ.
Почему ФНС отказывается от ЭДО для обращений
Переход к новым стандартам обмена информацией является частью общей стратегии ФНС по цифровой трансформации. Причина реформы проста: действующий порядок приема обращений в свободной форме через операторов ЭДО не соответствует современным требованиям безопасности и не обеспечивает должного уровня контроля за сроками рассмотрения. Цель налоговой службы — создать «единую точку входа» для всех неформализованных обращений.
Налогоплательщики больше не смогут направлять письма и запросы по вопросам применения Налогового кодекса Российской Федерации или уплаты обязательных платежей через привычный интерфейс операторов ЭДО. Вместо этого необходимо использовать один из официальных и унифицированных каналов, которые позволяют обеспечить автоматизацию процесса и строгое соблюдение сроков, установленных Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ:
- личные кабинеты налогоплательщика (для юридических лиц, ИП и физических лиц), где можно подать обращение в утвержденном формате или свободной форме;
- «Платформа обратной связи» на портале государственных услуг (Госуслуг), которая обеспечивает централизованный прием обращений граждан и организаций.
Вся остальная часть электронного взаимодействия, связанная с налоговым администрированием — сдачу отчетности, ответы на требования, направление документов в рамках проверок — по-прежнему будет осуществляться через операторов ЭДО без изменений. Ограничение коснулось только неформализованных обращений (писем в свободной форме).
Связанные статьи: ФНС уточнила правила оформления первичных документов с 2026 года
Что нельзя отправлять через ЭДО в ФНС
Запрет распространяется на любую переписку в свободной форме, которая касается применения Налогового кодекса РФ, начисления и уплаты налогов, а также действий налоговых органов. После полного вступления изменений в силу, для этих целей нужно использовать исключительно Личные кабинеты налогоплательщика или Госуслуги:
- обращения и жалобы по вопросам применения норм НК РФ;
- запросы квитанций на оплату налоговых задолженностей;
- запросы официальных разъяснений законодательства;
- жалобы на ошибочное начисление налогов или неучет налоговых льгот;
- запросы индекса документов для оплаты имущественных налогов;
- обращения о корректировке сведений для получения корреспонденции.
Что можно отправлять через ЭДО в ФНС
Ограничения, введенные ФНС, не затрагивают передачу формализованных документов, которые регулируются НК РФ. Эти документы, как и прежде, можно будет направлять через операторов ЭДО:
- налоговая отчетность, включая декларации, расчеты по страховым взносам и уведомления об исчисленных суммах налогов;
- ответы на требования ФНС и описи документов в рамках налоговых проверок;
- документы в рамках налоговых проверок (счета-фактуры, универсальные передаточные документы (УПД), первичные документы в электронном виде);
- заявления о налоговых льготах, выборе специального режима, выборе налогового органа;
- реестры и уведомления (например, реестры сведений из таможенных деклараций или уведомления о контролируемых сделках);
- банковские гарантии;
- жалобы и апелляции на ненормативные акты ФНС и действия должностных лиц (регулируются пунктом 1 статьи 139.2 НК РФ);
- заявления о регистрации и внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Сроки регистрации и рассмотрения электронных обращений
Сроки регистрации и рассмотрения обращений, направленных через Личный кабинет налогоплательщика или Госуслуги, остались неизменными и строго регламентированы законодательством. Налогоплательщик должен знать эти сроки, чтобы контролировать процесс и понимать, когда ждать ответа.
Электронные обращения, вне зависимости от выбранного официального канала подачи, проходят следующие этапы:
- Регистрация: В течение 3 рабочих дней с момента поступления обращения в налоговый орган.
- Рассмотрение: В течение 30 календарных дней со дня регистрации.
Если для предоставления ответа требуется проведение дополнительной проверки, запроса документов или других действий, налоговый орган имеет право продлить срок рассмотрения, но не более чем на 30 календарных дней. О продлении срока налогоплательщик должен быть уведомлен.
Читайте также: Изменились реквизиты для уплаты налогов

Добавить комментарий