Налоговые последствия праздников и подарков

image_pdfimage_print

Позади 23 Февраля и 8 Марта, и, конечно же, работодатели не обошли вниманием эти праздники и поздравили своих работников. В связи с этим они понесли определенные издержки на организацию праздничного банкета и/или небольшие подарки (премии). Что нужно знать бухгалтеру об этих расходах? Об этом — в нашей сегодняшней статье.

Подарки

Подарки работникам

В большинстве компаний сотрудникам к празднику преподносятся подарки. Рассмотрим, как отразить их в налоговом учете. Принцип будет одинаковым вне зависимости от того, к чему приурочено вручение — к Новому году, 8 Марта, юбилею работника или компании.

При учете расходов на подарки все довольно-таки просто. Эта ситуация описана в пункте 16 статьи 270 Налогового кодекса и одинакова как для основной системы налогообложения, так и для упрощенной. Упомянутая норма закона прямо запрещает учитывать при исчислении налогооблагаемой базы расходы на безвозмездно переданное имущество. Получается, что ни стоимость подарка, ни связанные с его приобретением расходы (например, доставка), при расчете налогооблагаемой базы не учитываются.

Презенты для контрагентов

Отдельно скажем про подарки, которые преподносятся контрагентам, в том числе и потенциальным — их можно отнести на представительские расходы. Правда, это противоречит позиции Минфина. Финансовое ведомство считает, что пункт 16 статьи 270 не делает различий между получателями подарка — в любом случае это не расходы, вычитаемые при расчете налога.

Однако суды на этот счет имеют другое мнение. Подобные расходы могут быть признаны либо представительскими, либо прочими. Чтобы включить затраты на подарки контрагентам в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, нужно доказать, что они связаны с получением дохода.

НДФЛ с подарков

Подарки облагаются НДФЛ, если их совокупная стоимость в течение года превысит 4000 рублей. До этой суммы НДФЛ начисляется не будет, а сами доходы не будут фигурировать в форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Если же сумма подарков превысит 4000 рублей, то с этого превышения придется уплачивать НДФЛ.

Таким образом, чтобы не ошибиться с удержанием НДФЛ с подарков и отражением их в отчетности, работодатель должен отслеживать, в пределах какой суммы он награждает своих работников.

НДС с подарков

Если компания применяет основную систему налогообложения, с затрат на подарки следует начислить НДС. Ведь подарок — это безвозмездно передаваемое имущество, поскольку право собственности на него переходит к получателю. А значит, это реализация, которая, как известно, является объектом обложения НДС.

При расчете налога берется стоимость товаров, приобретенных в качестве подарка, без НДС. У налогоплательщика также сохраняется право принять к вычету входной налог с затрат на приобретение подарков.

Покупка подарков отражается в книге покупок общей суммой. Бухгалтер должен составить справку-расчет, на основании которой и заполняется книга. Счет-фактура в данном случае не оформляется, поскольку подарки передаются физическим лицам.

Праздничные премии

Поощряя сотрудников премиями к празднику, нужно иметь в виду их непроизводственный характер. А поскольку они не связаны с трудовыми достижениями работника, то не могут включаться в расходы по налогу на прибыль. В этом вопросе Минфин и суды совпадают в своих точках зрения.

Стоит учесть, что арбитры разрешают не начислять с праздничных премий страховые взносы. Правда, в Минфине выступают против этого.

Способ включить затраты на подарки и премии в расходы

Единственная возможность учесть подобные траты как расходы — привязать премии к производственным достижениям работников. Для этого потребуется прописать в положении о премировании и трудовом договоре порядок награждения работника подарком или премией в связи с достижением им определенных результатов труда.

Таким образом, возможность списать затраты на праздники в счет расходов будет зависеть от того, какие именно формулировки применяются для обозначения этих издержек.

Что касается подарков, то подобное оформление даст еще одно преимущество — затраты не будут облагаться НДС. Это связано с тем, что передача подарка производится в рамках трудовых отношений и поэтому не признается реализацией. При этом сохраняется право на вычет НДС, входящий в стоимость приобретенного подарка, поскольку будет считаться, что его приобретение связано с облагаемой действительностью.

Корпоратив

Особенность затрат на проведение корпоратива в том, что носят разнонаправленный характер. Сюда входят расходы на аренду зала, праздничный стол, обслуживающий персонал, артистов. Можно ли все это отнести на расходы? Поспешим разочаровать читателей — это вряд ли возможно. Таково мнение Минфина, неоднократно выраженное в различных письмах, и оно подтверждено решениями арбитражных судов.

Логика простая. Какой бы налоговый режим ни поменяла компании (ИП) — УСН или ОСН — расходы должны соответствовать критерием пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. В частности, они должны быть направлены на получение дохода. Весьма сомнительно, что корпоратив можно назвать мероприятием, которое направлено на извлечение прибыли.

Более того, в пункте 29 статьи 270 НК РФ прямо указано, что издержки на посещение работниками подобных увеселительных мероприятий и прочие подобные затраты в пользу сотрудников не могут быть отнесены к расходам.

Корпоратив с участием контрагентов

А вот если на корпоратив приглашены партнеры и клиенты, есть шанс списать часть затрат на представительские расходы. Однако это не слишком очевидно, поскольку много нюансов:

  1. Можно признать представительскими только ту часть расходов, которая непосредственно связана с обслуживанием контрагентов.
  2. Не получится даже частично признать представительскими расходы на выступление артистов, поскольку это запрещает пункт 2 статьи 264 НК РФ.
  3. Сложный вопрос с арендой помещения. Придется позаботиться о том, чтобы из общих арендных затрат выделить часть, относящуюся к аренде переговорных комнат.
  4. Вспомним о том, что представительские расходы нормируются. Их размер не может превышать 4% от затрат на оплату труда за тот же налоговый период.

Тем, кто все же захочет прибегнуть к такому методу сокращения затрат, придется обзавестись подтверждающими документами. Во-первых, на каждый вид расходов должна быть своя «первичка». Во-вторых, нужно составить отчет о представительских расходах и заверить его подписью руководителя. Но главное — документы должны подтверждать, что расходы были связаны не просто с корпоративом, а направлены на установление деловых контактов.

НДС и корпоратив

Плательщики НДС захотят принять к вычету входной налог, который предъявляется подрядчиками за организацию праздника и связанные с этим услуги. Иногда возникает вопрос: нужно ли начислять НДС с расходов на корпоратив? Ведь теоретически можно рассматривать его как безвозмездную передачу сотрудникам развлекательных услуг.

Минфин на этот счет говорит следующее: если услуги, которые предоставляются на корпоративе, невозможно персонифицировать, то объекта обложения НДС не возникает. Другими словами, если невозможно определить кому в ходе праздника были предоставлены безвозмездные блага и в каком количестве, то НДС облагать нечего. Соответственно, к вычету принимать входной налог также оснований нет.

Отметим, что правило о невозможности вычета не распространяется на ту часть корпоративных расходов, которую удалось признать представительскими. Входной НДС с них можно вычесть в пределах норматива.

Что с НДФЛ

В части НДФЛ применяется такой же порядок рассуждения, что и при решении вопроса об НДС. Минфин считает, что работодатель должен постараться оценить долю экономической выгоды, приходящуюся на каждого сотрудника в рамках корпоратива. Но если это невозможно, то и НДФЛ облагать ничего. В большинстве случаях обстоятельства складываются именно так.

Но все меняется, если мероприятие носит выездной характер. В этом случае у конкретного работника возникает вполне определенная выгода — работодатель оплачивает ему проживание и проезд. Это можно признать доходом и обложить НДФЛ.

Украшение офиса

Неотъемлемая часть в праздничных расходах — затраты на оформление помещения. Конечно, относительно 8 Марта и 23 Февраля это не слишком актуально, Чего не скажешь, например, о Новом годе. Если шанс признать эти затраты расходы? Сразу скажем, что небольшой. Минфин считает такие расходы экономически необоснованные.

Однако можно попробовать их обосновать. Упрощенщикам это не подойдет, поскольку их система налогообложения предполагает закрытый список затрат. А вот субъектам на ОСН попробовать можно. В судебной практике такие случаи имеются. Но нужно учесть, что в большей степени это относится к помещениям, которые посещают контрагенты — партнерами по бизнесу, клиентами, покупателями. Смысл затрат в таком случае в том, что они направлены на создание положительного имиджа организации, а это, в свою очередь, укреплять ее положение на рынке.

Нужно учесть, что ФАС выступает против признания подобных затрат рекламными. Антимонопольный орган считает, что они не отвечают определению, данному в законе о рекламе № 338-ФЗ от 3 марта 2006 года. Учитывая это, рекомендуется затраты на украшение офиса отражать в учете как прочие расходы, связанные с производством (подпункт 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Опять же, субъекты на УСН не имеют возможности учесть такие затраты в составе расходов даже при том, что смогут их обосновать.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *