Мишустин

Дискуссия об автоматизированном контроле бизнеса с участием главы ФНС

image_pdfimage_print

В рамках Московского финансового форума состоялась дискуссия о влиянии государственного администрирования на бизнес. В ней приняли участие глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, руководитель ФНС Михаил Мишустин, главы региональных Управлений налоговой службы, представители бизнеса и общественных организаций.

В последние годы государство сделало серьезную ставку на автоматизацию процессов администрирования бизнеса. В первую очередь это коснулось одного из самых сложных и доходных для бюджета налогов — НДС. В 2015 году введена автоматизированная система АСК НДС, которая позволила налоговым органам гораздо эффективнее контролировать уплату этого налога. Михаил Мишустин рассказал, что в результате этого количество фирм-однодневок значительно снизилось, а собираемость налогов — повысилась.

Еще одним новшеством в части автоматизации контроля стало введение онлайн-касс. Глава ФНС заявил, что благодаря этому за 3 месяца оборот торговых предприятий увеличился в 1,6 раз. По его мнению, это связано именно с применением аппаратов нового образца. Раньше у торговых предприятий было гораздо больше возможностей провести реализацию в обход ККТ, перебить чеки и так далее. Онлайн-кассы существенно снизили возможность таких нарушений.

Однако Михаил Мишустин признал, что резервы администрирования не бесконечны. По его словам, еще какое-то время можно будет наблюдать улучшение в плане собираемости налогов и снижения количества нарушений. Но основная часть положительного воздействия от введения современных механизмов контроля уже произошла. Другими словами, только за счет администрирования взять больше налогов с бизнеса не удастся.

Представитель «Опоры России» заметил, что из малого бизнеса давно уже ничего «не выжать», поскольку он сам выживает с трудом. По его словам, необходимо пересматривать действующую систему налогообложения — в ней нужно внедрять индивидуальный подход. Ведь сегодня и крупная нефтяная компания, и небольшая фирма платят практически одни и те же налоги (речь об основном режиме налогообложения).

Были приведены и не самые удачные с точки зрения увеличения собираемости налогов примеры. Так, введение маркировки меховых изделий особого результата, по словам Андрея Макарова, не принесло. Количество изделий в обороте увеличилось в разы, а собираемость налогов — лишь незначительно. По его словам, проблема в том, что многие продавцы этой сферы стали использовать различные схемы. В частности, привлечение «прокладок» на ЕНВД, не уплачивающих НДС. Андрей Макаров предположил, что было бы справедливо запретить использовать этот налоговый режим в сфере реализации изделий из меха. Однако в «Опоре России» с этим категорически не согласны.

По мнению главы ФНС, проблемы бизнеса далеко не только в налоговой нагрузке. Например, на спецрежимах она не слишком высока. Тем не менее из полутора миллионов субъектов, которые могли бы применять УСН или прочие режима, порядка 600 тыс. предпочли основную систему. Значит, они посчитали это более выгодным вариантом.

Некоторые же предприниматели и вовсе просто не хотят работать честно. Однако это становится все сложнее. Современные средства автоматизации контроля способствуют тому, что все процессы бизнеса становятся прозрачными. В дальнейшем эта тенденция будет только увеличиваться. К тому же в следующем году Россия должна подключиться к международной программе обмена налоговой информацией. В заключение Михаил Мишустин призвал бизнес работать честно и не нарушать законы.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *