Плательщики НДС подают декларации в ФНС исключительно через интернет. В соответствии со статьей 23 НК РФ, они обязаны обеспечить получение из налогового органа требований пояснений к этой декларации в электронном виде (пункт 5.1). Предоставить эти пояснения нужно также строго по ТКС. Расскажем о том, как это сделать пользователю сервиса Контур.Экстерн.
Содержание
Получение требования по НДС
Требования пояснений могут быть вызваны разными нарушениями при формировании декларации по НДС, например:
- не сошлись контрольные соотношения между определенными полями формы;
- в декларации у контрагента запись по сделке отсутствует;
- в данных книг покупок и продаж налогоплательщика и его контрагента найдены расхождения.
Первичное требование ФНС формируется и направляется системой проверки деклараций автоматически. Получив его, налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган в шестидневный срок — для этого направляется квитанция о приеме требования. Далее дается 5 дней на то, чтобы подготовить пояснение и направить его в ФНС.
Алгоритм ответа на требование в Контур.Экстерн
Форма пояснения в сервисе зависит от того, какой тип расхождений выявлен. Но первоначально порядок действий одинаков. На главной странице нужно открыть пункт меню «Новое», затем войти во вкладку «Требования» и нажать ссылку «Все требования»:
Откроется список с требованиями, среди которых следует выбрать нужное:
В следующем окне будет представлена подробная информация о выбранном требовании. Чтобы ответить на него, в выпадающем меню внизу экрана нужно выбрать «Заполнить ответ на требование»:
Если требуется загрузить подготовленный ответ либо поясняющие документы, нужно выбрать пункт меню «Отправить истребуемые документы».
При выборе «Формирование ответ на требование» откроется форма, в которой часть полей будет заполнена автоматически. Сервис берет эти сведения из поступивших требований.
Вот как выглядит форма ответа в Контур.Экстерн:
Если будет направляться уточненная декларация, то сведения по счетам-фактурам, которые в нее войдут, в ответе на требование не заполняются.
В форме ответа могут быть нюансы, которые зависят от того, в каком формате направлено требование. Это может быть pdf и/или xml. Если пришел pdf-файл, то в ответе будут присутствовать поля:
- «Невключенные счета-фактуры»;
- «Невыполненные контрольные соотношения»;
- «Пояснительное письмо».
Если требование направлено в формате xml, то двух последних полей не будет. Суть в том, что к требованиям, которые поступили в xml-формате, текстовые пояснения подать нельзя. Это связано с особенностями обработки ответов системой АСК НДС-2 — она не может считывать текстовые сообщения.
На следующем изображении показано, как выглядит информация о возможных ошибках, в отношении которых требуются пояснения. В некоторых разделах данные могут отсутствовать — это значит, что такой информации в требовании нет.
Расхождения с контрагентами
Чтобы составить пояснение по поводу расхождений с контрагентами, нужно сравнить данные из полученного требования с имеющимися счетами-фактурами, а также с информацией из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур. Следующие действия зависят от того, есть ли ошибка и на чьей стороне.
Ошибки в данных нет. Строку в ответе изменять не нужно.
Счет-фактура был отправлен ошибочно. Действия такие:
- Отметить галочкой, как показано на изображении ниже, строку, содержащую сведения об этом счете-фактуре. В ФНС поступит информация, что эта строка должна быть удалена.
- Подать уточненную декларацию по НДС.
В первичном документе содержится верная информация, а при заполнении декларации допущена ошибка. Исправление можно внести непосредственно в ответе на требование в той графе, где указаны ошибочные данные. Подавать корректирующий отчет не нужно.
Ошибка в сумме налога. При выявлении такой ошибки пользователю следует:
- Отметить строку, заявив тем самым о необходимости ее удалить.
- Подать уточненную декларацию по НДС.
Исправить ошибку в ответе на требование нельзя, поскольку это должно сопровождаться подачей новой декларации. Поэтому данные в графе 19 не редактируются.
Нужно удалить все строки требования. Отвечать на него в таком случае бессмысленно, нужно сразу подавать уточненную декларацию. После этого в базе ФНС все сведения будут исправлены.
Отсутствующие счета-фактуры
Действия по исправлению ошибок зависят от того, в каком формате пришло такое требование.
В формате PDF
Нужно сравнить данные из требования с первичным документом и выяснить, где содержится ошибка.
Если ошибка в декларации есть, а в счете-фактуре нет, то поясняющие сведения вносятся в таблицу 1. Нужно внести данные, указанные в требовании, а также корректные сведения (колонка «у меня»).
Если сведения о счете-фактуре указаны декларации, но в действительности операции не было, заполняется таблица 2. В ней указывается информация по неподтвержденным налогоплательщиком операциям, взять которую нужно из самого требования.
В формате XML
Если ошибка в декларации, а в счете-фактуре данные указаны верно, то нужно выбрать пункт «В декларации опечатка, но сумма НДС верна». В колонках «исправить на» следует указать корректные данные.
Расхождение может быть из-за того, что при составлении декларации налогоплательщик пропустил счет-фактуру. Для исправления нужно подать уточняющий отчет по НДС, а в форме ответа выбрать «Счет-фактура был пропущен, будет включен в уточненную декларацию».
Третий тип ошибки — в декларацию включена отсутствующая операция либо ошибка в счете-фактуре кроется на стороне контрагента. Для исправления нужно выбрать пункт «Счет-фактура отсутствует, операция не подтверждается».
Итак, все ошибки исправлены. Теперь форму ответа на требование по НДС нужно проверить:
Далее следует нажать «Отправить отчет», затем «Подписать и отправить».
К ответу можно прикрепить первичные документы.
Читайте также: Запрос на сверку с налоговой из Контур.Экстерн.
Добрый день. Если во второй части автотребования о представлении пояснений (табличная часть) не нужно вносить никакие изменения, то надо ли отправлять в налоговый орган данную табличку?
Благодарю.