Принципы формирования Положения о системе управления охраной труда

image_pdfimage_print

Работодатель должен внедрить систему управления охраной труда (статья 212 ТК РФ). Ключевой момент — разработка регламентирующего Положения на основе типовой формы, утвержденной приказом Минтруда № 438н от 19 августа 2016 года.

Функции Положения

Положение о системе управления охраной труда составляется для нескольких целей:

  1. Описать систему охраны труда (ОТ): как она построена, какие в ней подразделения, кто возглавляет их и отвечает за безопасность труда в компании в целом.
  2. Распределить обязанности между ответственными лицами. В частности, определить работников, отвечающих за инструктажи и обучающие мероприятия, за составление отчетности, за безопасность производственных процессов, за работоспособность оборудования.
  3. Расписать мероприятия по ОТ. Работодатель указывает, что и когда будет предпринимать для обеспечения безопасности труда. Эти меры могут носить постоянный или периодический характер. Пример мероприятий: инструктаж и обучение специалистов, разработка технических регламентов, реабилитация пострадавших при авариях или от профзаболеваний.
  4. Распланировать работу в области охраны труда. Работодатель должен расписать, как формируется бюджет на охранные мероприятия, как проводится спецоценка условий труда, как расследуются несчастные случаи и так далее.
  5. Установить порядок отчетности. В Положении нужно прописать, в какой форме и как часто ответственное лицо должно отчитаться о выполнении своих функций.
  6. Регламентировать действия в сложных ситуациях. Нужно указать не только общие направления деятельности по охране труда, но и конкретные действия, которые потребуются от сотрудников. Например, что следует делать при авариях, пожарах и так далее.

Из каких разделов состоит Положение

Контур.Экстерн

Структура положения строго не регламентируется. Можно ориентироваться на разделы типового положения. Она состоит из 10 частей:

  1. Раздел 1 описывает общие положения система управления ОТ.
  2. Раздел 2 посвящен политике по охране труда. Она должна обеспечивать приоритет сохранения жизни и здоровья работника, соответствие условий на рабочих местах требованиям ОТ и другие.
  3. Раздел 3 описывает цели системы охраны труда в компании.
  4. Раздел 4 посвящен практической части. В нем представлен список обязанностей и идет их распределении между специалистами разных уровней управления.
  5. В разделе 5 определяются конкретные процедуры, которые работодатель внедряет исходя из целей охраны труда. Можно указать, какие специалисты должны проходить стажировку по ОТ у работодателя или в специализированных организациях, как должен проводиться инструктаж, как будут проверяться полученные знания, какие есть профессиональные риски на данном предприятии, как они будут выявляться и оцениваться.
  6. Раздел 6 включает правила составления плана мероприятий по охране труда, а также требования к такому плану. В него должны включаться результаты проведения оценки анализа состояния условий труда, предлагаемые мероприятия и ожидаемые результаты их внедрения. В плане нужно расписать, в какие сроки будут реализовываться эти мероприятия, кто за них будет отвечать, за счет каких средств они будут финансироваться.
  7. В разделе 7 говорится о контроле за системой управления охраной труда. Тут целесообразно прописать, как будет получаться информация о текущем положении дел по ОТ и как она будет оцениваться. Прописываются конкретные виды контролирующих мероприятий, например, контроль состояния рабочих мест, техники, используемых материалов, контроль выполнения процессов, выявление профессиональных рисков, анализ аварий и профзаболеваний.
  8. В разделе 8 предлагается изложить информацию о том, как работодатель планирует улучшить функционирование системы управления охраной труда.
  9. Раздел 9 посвящен правилам действия при несчастных случаях, авариях или выявлении у работников профессиональных заболеваний.
  10. Раздел 10 посвящен документам по управлению ОТ. Указывается, какие формы приняты у работодателя. Например, журнал учета профзаболеваний, записи о воздействии вредных веществ и другие.

Как разработать и утвердить

Формированием документа обычно занимается специалист по охране труда и технике безопасности, если такой есть в организации. Или же руководитель кадровой службы либо директор. Если нужно возложить функцию по разработке положения на кого-то другого, руководитель должен назначить ответственных лиц и издать об этом приказ.

Лучше, если над Положением будут работать несколько специалистов, чья деятельность связана с производственными процессами, с кадрами, с управлением. Если в организации есть профсоюз, стоит привлечь и его.

Положение должен утвердить руководитель компании. Далее нужно завести ведомость, в которой будут расписываться сотрудники, ознакомленные с документом. Они обязаны исполнять его нормы. Это распространяется на всех работников компании, в том числе тех, кто работает по срочному трудовому договору или является совместителем.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *