Вопрос: Об НДС при перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования и автомобильным транспортом в пригородном сообщении.
Ответ:
В связи с письмом по вопросу ведения раздельного учета в целях налога на добавленную стоимость Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования. При этом статьей 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Так, в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса реализация услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом в целях статьи 149 Кодекса к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Кроме того, указанным подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
На основании пункта 4 статьи 149 Кодекса в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций в порядке, установленном пунктом 4 статьи 170 Кодекса. При этом считаем необходимым отметить, что компенсация сумм доходов, определяемая исходя из фактического количества поездок отдельных категорий граждан и стоимости одной поездки, рассчитанной по утвержденным тарифам, по сути является стоимостью услуг по перевозке граждан, которым оказываются меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
О.Ф.ЦИБИЗОВА