Налогоплательщики должны своевременно подавать декларации и расчеты по налогам, а теперь еще и отчетность по страховым взносам, в свою ИФНС. Иначе им грозят штрафы по статье 119 НК РФ. Казалось бы, все очевидно — крайний срок подачи документов оговорен в законодательстве. Но тонкости есть и в этом вопросе. В статье рассмотрим несколько конкретных примеров, когда инспекторы ИФНС не должны штрафовать налогоплательщика, несмотря на то, что декларация по факту получена позже срока.

Дата отправления и дата приема могут отличаться

Что будет, если налогоплательщик направил электронную декларацию в последний день срока, а программа инспекции по техническим причинам не смогла ее принять? Считается ли, что компания отчиталась вовремя или нет? В Минфине уже давно разъяснили, что подача отчетности организацией и ее принятие ИФНС — понятия разные. Первая операция подтверждается документом оператора связи, вторая — квитанцией о приеме отчетности налоговой. Чаще всего оба документа датируются одним и тем же числом, однако это не всегда так. В этом случае датой подачи отчетности считается дата, указанная в подтверждении оператора связи. Это указано в письме Минфина РФ от 29.04.11 № 03-02-08/49.

Несмотря на позицию ведомства, порой налоговые органы выставляют налогоплательщикам в указанной ситуации штрафы. Именно так произошло с компанией, обратившийся за справедливостью в ФАС Московского округа. Декларация была отправлена в последний день срока, однако квитанция о приеме документа налогоплательщику не пришла. Как выяснилось позже, по техническим причинам отчет был отвергнут автоматизированной системой ФНС.

Суд определил, что со стороны налогоплательщика нарушений нет — он подал декларацию в срок. Тот факт, что он не получил подтверждение из ФНС, не свидетельствует о неподаче им документа. Компания предприняла все действия, чтобы вовремя исполнить свои обязанности. А за сбой в работе программы налогоплательщик нести ответственность не должен (Постановление от 05.07.2013 № А40-107240/12-90-539).

Декларация, представленная с нарушениями, не считается неподанной

Контур.Экстерн

Если вы не уверены в том, что ваша декларация заполнена верно, а до окончания срока подачи остались считанные часы, целесообразно отправить отчет «как есть». Позже можно поправить ошибки, подав «уточненку» — считаться нарушением срока это не должно. Во всяком случае, такова практическая позиция арбитражных судов. Речь даже о тех ошибках, которые препятствуют программе ФНС принять электронную декларацию.

Приведем пример из арбитражной практики. Налогоплательщик отправил электронную декларацию по НДС в последний час срока. Она сразу же была отвергнута системой ФНС из-за несоответствия формата документа, о чем компания была тут же уведомлена. На следующий день отчет был исправлен и подан вновь, но опять не был принят. Подать декларацию по НДС компания смогла лишь с третьего раза, однако это произошло на 2 дня позже крайнего срока. Налоговый орган посчитал это нарушением и выставил штраф.

Контур.Фокус

Компания смогла доказать, что правонарушения с ее стороны не было. Как было сказано выше, дата отправки электронной отчетности указана в подтверждении оператора связи. Суд признал, что первая попытка подать декларацию была предпринята налогоплательщиком в срок, так что нарушения в этом нет. А неверный формат декларации и нарушение порядка ее подачи не является основанием для назначения штрафа по статье 119 НК РФ. Более подробно — в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.16 № Ф08-9002/2016.

Похожая история произошла и с другой компанией, отправивший декларацию по НДС не в формате «налоговая отчетность», а в виде неформализованного документа. Однако в этом случае налогоплательщик получил от программы ФНС подтверждение того, что файл принят. Позже выяснилось, что обработан он быть не может по причине несоответствия формата. В связи с этим компании был выставлен штраф, который она оспорила в суде. Выводы судей такие же, как и в прошлом примере — декларация подана в срок, а несоответствие формат файла не является правонарушением, за которое предусмотрен штраф (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.11 № А27-11908/2010).

Если отсутствует подтверждение от оператора о подаче отчетности

Риск подать электронную отчетность несвоевременно связан не только с ее непринятием системой ФНС, но и со сбоями в работе компании-оператора, который обеспечивает электронный документооборот с налоговым органом. Так случилось с организацией из Москвы. Отчет по налогу был подан в последний день срока, однако в ответ не было получено ни подтверждения от оператора о передаче, ни квитанции из ФНС о приеме документов. Представитель налогоплательщика связался с оператором на следующий день и выяснил, что отчет компании на сервер оператора не поступал, хотя и предупреждения о сбоях в работе системы не было.

Пришлось подавать декларацию повторно, но уже с опозданием, за что ИФНС выставила штраф. Однако налогоплательщик решил с этим поспорить. В суд он представил файл отчетности и распечатку из программы, которое свидетельствовали о том, что попытка отправить декларацию предпринималась в последний день срока. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что в тот день сервер оператора электронной отчетности был перегружен из-за большого количества желающих сдать декларации в последний момент.

Суд постановил: поскольку подтверждение оператора связи при первой попытке сдать отчет не поступило, следовательно, он считается поданным уже позже срока. Но хотя первая попытка по факту оказалась неудачной, сообщение об ошибке налогоплательщик не получил. Поэтому, по мнению суда, компания сделала все, чтобы добросовестно выполнить обязанности налогоплательщика. Учитывая это обстоятельство, суд отменил штраф, хотя и признал, что декларация была подана с опозданием (Постановление ФАС Московского округа от 26.07.11 № КА-А40/7709-11).