Перевозка товара

Вычет НДС и ошибки в товарно-транспортной накладной

image_pdfimage_print

Как известно, при налоговой проверке специалисты ФНС уделяют немало внимания товарно-транспортным накладным (ТТН). Это вполне логично, ведь при отсутствии или неправильном оформлении этого документа инспекторы могут не признать расходы и отказать в вычете НДС. Что же чаще всего становится поводом для возникновения вопросов по оформлению ТТН у налоговиков? Об этом вы сможете узнать из нашей статьи.

Товарно-транспортная накладная — унифицированная форма 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Этот первичный документ подтверждает факт заключения договора перевозки и служит основанием для расчета между его сторонами. Кроме того, ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей: на ее основании отправитель груза списывает товар, а получатель принимает его к учету. Налоговая служба придерживается мнения, что любые перевозки грузов, помимо случаев, когда покупатель забирает товар самостоятельно, необходимо сопровождать составлением ТТН. Чтобы сделать это правильно, стоит обратить внимание на самые распространенные претензии специалистов ФНС к рассматриваемому первичному документу.

Несоответствие номенклатуры товаров в ТТН и других документах

Самое очевидное нарушение, которое обязательно привлечет внимание проверяющих — перечень товаров в ТТН не соответствует тому, что указано в договоре на перевозку, а также прочих товаросопроводительных и транспортных документах. По мнению специалистов ФНС, это может говорить о фиктивном характере сделки. Позицию налоговиков поддерживают и арбитражные суды (постановление ФАС Уральского округа от 11.04.13 №Ф09-1788/13). Во избежание подобных подозрений следует следить за тем, чтобы номенклатура товаров в договоре, ТТН, счете-фактуре и товарной накладной была полностью идентична.

Незаполнение либо неполное заполнение транспортного раздела ТТН

Рассматриваемый документ состоит из двух разделов. В первом из них, товарном, указываются характеристики перевозимых товарно-материальных ценностей, а именно количество, масса, цена, упаковка и прочие данные. По поводу заполнения этого раздела обычно вопросов не возникает.

А вот второму разделу, транспортному, на практике уделяют внимания не все организации. Порой эта часть документа остается полностью или частично незаполненной, несмотря на то, что правила требуют заполнять и ее. Здесь указываются различные сведения о доставке товара: марка и номер автомобиля, имя водителя, номер его удостоверения и другая информация.

На пустоту этого раздела инспекторы непременно обратят внимание и могут счесть сделку фиктивной со всеми вытекающими последствиями. Как показывает судебная практика, в этом вопросе арбитры в основном поддерживают мнение налоговой службы (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.01.15 №А27-4455/2014, постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.05.15 №А70-6399/2014).

Указание в ТТН незарегистрированного либо неподходящего транспорта

Еще одна группа нарушений, которые могут кончиться для организации штрафами и доначислениями налогов, связана с характеристиками указанных в ТТН автомобилей. Сюда можно отнести транспорт:

  • незарегистрированный в ГИБДД;
  • принадлежащий не компании-перевозчику, а другим лицам;
  • неподходящий для транспортировки указанного груза.

Первые два факта выясняются при запросе в Госавтоинспекцию, к чему проверяющие могут прибегнуть в целях подтверждения достоверности данных. При выявлении такой информации у инспекторов будут веские причины подозревать фиктивность сделки, не принять расходы и отказать в вычете по НДС. И суд, как показывает практика, скорее всего, встанет на сторону ФНС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.04.15 №А75-8836/2012). Избежать такой ситуации несложно, если заранее затребовать у транспортной компании копии всех документов на автомобиль, а после составления ТТН сверить эти данные.

Что касается непригодности транспортного средства для перевозки указанного в ТТН товара, то тут инспекторы оценивают физические характеристики того и другого. Иначе говоря, они определяют, мог ли конкретный автомобиль доставить данное количество груза. Если у проверяющих возникают какие-либо сомнения, то они могут заподозрить налогоплательщика в недобросовестности и отказать в принятии расходов по сделке. Тот факт, что она носила реальный характер, придется доказывать в суде, и тут все зависит от конкретных обстоятельств. В судебной практике есть дела, в которых арбитры поддерживали как позицию ФНС, так и налогоплательщиков.

В частности, одной из Ставропольских компаний удалось доказать, что их водитель на легковом автомобиле смог развести товар по нескольким ТТН всего за один рейс. Арбитр принял во внимание, что транспортное средство эксплуатировалось с прицепом, и поддержал позицию компании (постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.02.15 №А63-7198/2013). А в другом случае тот же самый арбитражный суд встал на сторону инспекторов ФНС, которые утверждали, что задокументированный в ТТН объемный груз невозможно перевезти на указанных там же легковых машинах. Справедливости ради отметим, что в этом случае несоответствие транспорта перевозимому грузу стало одним из признаков фиктивности сделки наряду с отсутствием у компании штата, расчетного счета и другими (постановление АС Северо-Кавказского округа от 20.04.15 №А63-7807/2014).

Указанный в ТТН пункт разгрузки вызывает сомнения

С точки зрения реальности сделки имеет не последнее значение и то, где был товар разгружен. А именно: есть ли по указанному адресу складское помещение, подходит ли оно для принятия указанного количества товара, связывают ли налогоплательщика с местом выгрузки какие-либо хозяйственные отношения. Все это инспекторы могут узнать в ходе проверки, сделав запросы в соответствующие организации. Если выявится спорная информация, у инспекторов могут возникнуть подозрения, что перевозка состоялась только «на бумаге».

В арбитражной практике по этому поводу есть решения как в пользу налоговой службы, так и в пользу компаний (предпринимателей). При наличии других признаков недобросовестности налогоплательщика — например, непредоставлении отчетности в ФНС, отсутствии имущества и прочих — суд может расценить сомнительное место разгрузки, как показатель фиктивности сделки (постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.06.15 №А25-841/2014). Но есть и противоположные исходы, например, постановление АС Северо-Западного округа от 28.07.15 №А52-3102/2014.

Перевозчик отрицает знакомство с грузополучателем

Если какие-либо параметры ТТН вызывают сомнения проверяющих, они, как было сказано выше, заподозрят, что сделка была фиктивной. Чтобы удостовериться в обратном, инспекторы могут обратиться за информацией к перевозчику. Тот должен подтвердить факт доставки товара в адрес проверяемого налогоплательщика, иначе убедить ФНС в реальности сделки последнему не удастся. И тогда придется платить доначисленные налоги и штрафы либо отстаивать свою правоту в суде.

Арбитры по подобным делам выносят разные решения в зависимости от показаний представителей перевозчика. Если, например, водитель, указанный в ТТН, не может вспомнить каких-то деталей, вплоть до поставщика товара, но в целом факт доставки груза не отрицает, то у грузополучателя есть шансы побороться за свою позицию. В судебной практике решения в пользу налогоплательщика в делах подобного рода есть, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.02.15 №А63-7198/2013. Однако при отрицании перевозчиком факта доставки в адрес компании она практически полностью теряет шансы доказать, что сделка была реальной, особенно если против этого найдутся дополнительные аргументы (постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.06.15 №А32-43413/2013).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *