Вопрос: Об учете утилизационного сбора для целей НДС при реализации самоходных машин и (или) прицепов к ним.

Ответ: По вопросам уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что по данным вопросам необходимо обращаться в Минпромторг России.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, полученных продавцом от покупателя самоходных машин и (или) прицепов к ним в качестве компенсации сумм уплаченного утилизационного сбора, то в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них налога.

Таким образом, налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации самоходных машин и (или) прицепов к ним определяется налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, уплачивающим утилизационный сбор в отношении данных товаров, как договорная цена этих самоходных машин и (или) прицепов к ним. При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется.

В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и согласно статье 146 Кодекса не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому при возмещении покупателем затрат производителя на уплату утилизационного сбора по самоходным машинам, реализуемым в рамках договоров, заключенных до 1 января 2016 года (до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 392-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»), налог на добавленную стоимость не взимается.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Минфина России не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ