Налоговая служба продолжает борьбу с фирмами-«однодневками» — фиктивно зарегистрированными компаниями с номинальным руководством. Они используются для незаконного обналичивания денежных средств и участвуют в различных схемах ухода от налогов. В письме № ЕД-4-15/13247 от 10.07.2018 Центральный аппарат ФНС поручает территориальным органам провести мероприятия налогового контроля, направленные на выявление подобных субъектов бизнеса.
Проверяя налоговые декларации, инспекторы по поручению ФНС должны обращать внимание на ряд факторов. Они могут говорить о том, что указанный в отчете субъект не ведет самостоятельной деятельности. Возможно, декларации за него подписывают неуполномоченные лица. В письме перечислено довольно много подозрительных признаков. О некоторых из них мы расскажем поподробнее.
Содержание
Неверный номер корректировки в «уточненке»
Одним из факторов, которые должны вызвать подозрение налоговиков, ФНС называет подачу уточненных деклараций с ошибочными номерами корректировки. «Уточненка» подается в случае, если налогоплательщик обнаружил в первичной декларации ошибки, которые приводят к уменьшению налоговых платежей (пункт 1 статьи 81 НК РФ).
Первой уточненной декларации присваивается номер корректировки 1, второй — 2 и так далее, то есть соблюдается хронологическая последовательность. При этом первая «уточненка» отменяет первоначальную, а каждая последующая отменяет предыдущую.
Если компания ведет реальную деятельность, ошибки периодически случаются. И практикующие бухгалтеры прекрасно знают правила нумерации уточненных деклараций. Поэтому когда субъект бизнеса подает корректирующие формы, пронумерованные в хаотичном порядке, это должно стать сигналом для налоговых инспекторов.
Неявка на допрос
Если руководитель либо индивидуальный предприниматель 2 и более раза уклонится от явки на допрос, то его структура может попасть в разряд подозрительных.
Нормы Налогового кодекса допускают в рамках контрольных мероприятий проводить допрос (подпункт 12 пункта 1 статьи 31 НК РФ). В ИФНС могут вызвать свидетелей, обладающих какой-либо информацией для контрольных мероприятий. Участие физлиц в допросе регламентировано статьей 90 НК РФ. В ней сказано, что на дачу показаний могут вызвать любого за исключением тех лиц, кто получил информацию в рамках своей профессиональной деятельности и обязан хранить тайну (например, адвокаты). Также не должны вызывать на допрос тех, кто не способен правильно воспринимать обстоятельства (детей, людей с психическими отклонениями и так далее).
В остальном никаких ограничений нет. То есть на допрос могут вызвать работника проверяемой компании или ИП, учредителя, представителей взаимозависимых структур и контрагентов. Если пригласят самого директора или индивидуального предпринимателя, а тот не придет, то налоговики направят вызов повторно. Если неявка последует еще раз, компания может быть отнесена к подозрительным.
Вместе с тем отметим, что допросы проводят нечасто. Обычно инспекторы удовлетворяются письменными пояснениями. Если выявленные нарушения будут уж слишком серьезными, тогда могут вызвать на допрос.
Важный момент! ФНС говорит именно об уклонении, то есть отказе от явки на допрос без явной причины. Если директор, например, был на больничном, то это объяснимо.
На допрос с адвокатом
Ощутимый резонанс вызвало положение письма, относящее к подозрительным признакам присутствие на допросе директора его адвоката. По этому поводу даже было направлено обращение к руководителю ФНС Михаилу Мишустину. Его автором стал президент Федеральной палаты адвокатов Пилипенко Ю. С.
В обращении представитель адвокатского сообщества просит скорректировать рассматриваемое письмо, поскольку упомянутое положение может привести к попранию права налогоплательщика на юридическую помощь. Письмо ФНС, отмечает господин Пилипенко, направлено чиновникам для дальнейшего применения, поэтому оно приобретает свойства нормативного акта. А посему он опасается, что контролеры будут подозрительно относиться к налогоплательщикам, которые пользуются помощью адвокатов, а то и вовсе станут препятствовать участию последних в допросе.
Поясним, что хоть пункт 1 статьи 26 НК РФ и дает налогоплательщику право действовать через своего представителя, на допрос это не распространяется. Он предполагает самостоятельную дачу показаний, и передоверить это адвокату нельзя. Вместе с тем у любого лица есть право воспользоваться юридической помощью в ходе допроса. Поэтому в общем случае присутствие на допросе адвоката не должно расцениваться налоговиками в качестве признака недобросовестности.
Другое дело, если явившийся с адвокатом директор в процессе дачи показаний молчит и не желает (или не может, поскольку не владеет информацией) отвечать ни на один вопрос. Даже на самый простой — о местонахождении организации, не говоря уже о размере выручки или сумме НДС. Такого директора налоговики наверняка сочтут номинальным.
Неразбериха с расчетными счетами
В части расчетных счетов подозрение вызовут такие обстоятельства:
- отсутствие счета в течение трех месяцев с даты создания организации;
- закрытие счета;
- открытие и закрытие более десятка счетов;
- деньги через счет проходят транзитом — пришли и через 1-2 дня ушли.
Информация о бизнес-счетах налогоплательщиков передается в ФНС банками. Сами они, к слову, также оценивают клиентов на предмет благонадежности.
Активно работающая организация вполне может периодически открывать и закрывать расчетные счета, иметь их несколько, при этом одними пользоваться часто, другими — изредка. В этом нет ничего особенного. Если же так делает компания, которая не показывает доходы и не уплачивает налоги, то это подозрительно.
Директор не проживает по адресу регистрации
В ФНС считают, что если директор организации поменял адрес, ему следует уведомить об этом налоговый орган. Ведь инспекторы должны иметь возможность с ним связаться. Вместе с тем само по себе непроживание по адресу регистрации не является сколь-нибудь подозрительным.
А вот если директор проживает в одном регионе, возглавляет организацию в другом, передал полномочия распоряжаться расчетным счетом и подписывать налоговые декларации третьим лицам и при этом не отвечает на вопросы, то это не может не вызывать подозрений.
Организация не располагается по адресу регистрации
Минфин в своем письме от 26.06.2018 № 03‑12‑13/43960 пояснил, что по закону 129-ФЗ регистрирующий орган спустя полгода может исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо, если о нем в реестре указаны недостоверные данные. В том числе и адрес.
В теории налоговиков не должны интересовать «нормальные» компании, местонахождение которых известно, пусть даже оно и не совпадает с юридическим адресом. Они взаимодействуют с инспекторами, отвечают на запросы, отчитываются и платят налоги. Вопросы должны возникнуть к тем, кто всего этого не делает. На практике же из-за упомянутой нормы закона немало налогоплательщиков уже успели столкнулись с неприятностями.
Другие признаки
Понятно, что каждый случай индивидуален, и должны быть учтены все обстоятельства. В идеале делать выводы о том, что фирма является «однодневкой», по одному-двум параметрам инспекторы не должны. Далее перечислим, какие еще признаки могут стать теми камушками, которые перевесят чашу весов в пользу неблагонадежности налогоплательщика. Вот они:
- Представитель налогоплательщика прибыл из другого региона, где и получил доверенность. Часто в схемах применяются «однодневки», зарегистрированные в других субъектах РФ на массовые адреса.
- Нет договора аренды с собственником. Если компания реально работает, она должна где-то размещаться. А значит, должен быть договор аренды. «Однодневки» обычно покупают юридические адреса.
- Мало сотрудников при больших оборотах. Некоторые фирмы вполне обходятся несколькими или даже одним сотрудником — директором. Само по себе это не должно вызывать подозрений, ведь бизнес у всех разные. Другое дело если при этом через счета организации проходят миллионы. При наличии иных подозрительных признаков фирма может быть отнесена к «обнальщикам».
- Частая миграция, смена руководства. Компания периодически меняет место регистрации и директора (особенно перед сдачей отчетности). Закон этого не запрещает, но при определенных обстоятельствах этот факт вызовет подозрение. Потому что так поступают «обнальщики» — сдают «нулевки» в одной инспекции, затем переезжают в другую.
- Молодые организации. Если компания зарегистрирована в 2017 году и позже, к ней повышенное внимание. Ведь всегда есть шанс, что она является однодневкой. Естественно, сам по себе молодой возраст фирмы — не повод брать ее на карандаш. Но если будут присутствовать какие-то из прочих признаков, компанией обязательно заинтересуются.
- Нет облагаемого налогом дохода. Если от отчета к отчету доходы равны расходам, а начисленный НДС — вычтенному, для налоговиков это станет поводом для подозрений. То же самое будет, если компания или ИП все время подает нулевые декларации.
Если подозревают в недобросовестности
Итак, есть основания полагать, что компания может быть причислена к подозрительным. Что делать? В первую очередь нужно помнить, что наличие какого-либо одного из выше приведенных признаков не является поводом для паники. Если же их несколько, то стоит подготовиться к мероприятиям налогового контроля.
Руководителя могут вызвать на допрос с целью подтверждения полномочий и установления его причастности к деятельности компании. Другими словами, инспекторы должны выяснить, реально ли руководитель ею управляет — подписывает ли декларации, участвует ли в обсуждении сделок, выдает ли доверенности и так далее.
Обратите внимание! Если физическое лицо учредило / возглавляет несколько компаний, то налоговики будут выявлять факт реальности его участия в хозяйственной деятельности каждой из них.
Помимо допроса, могут быть проведены другие мероприятия налогового контроля:
- осмотр помещения;
- истребование документов у банков для проверки полномочий лиц, которые распоряжаются денежными средствами, а также указанных в карточке подписи;
- истребование документов у удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа электронной подписи (цель та же — подтверждение полномочий);
- экспертиза документов, включая хранящиеся на компьютере, чтобы проверить достоверность подписи.
Что дальше?
Итак, налоговым органам удалось собрать доказательства того, что отчет подписало неуполномоченное лицо. На этом основании ФНС может аннулировать декларацию. При этом указанные в ней расходы и вычеты признаны не будут. Соответственно, последуют доначисления, штрафы и пени.
Может быть принято решение о блокировке расчетного счета, ведь отчетность будет считаться неподанной. Кроме того, в информационных системах ФНС будет отмечено, что декларация аннулирована. Это может вызвать неприятности у контрагентов, поскольку в таком случае контролеры стараются проверить всю подозрительную цепочку.