В начале текущего года вступили в силу изменения в законодательство о налоге на добавленную стоимость. Наряду с новым порядком исчисления НДС по отдельным видам хозяйственных операций начали действовать правила, затрагивающие всех налогоплательщиков. В частности, разработана новая форма декларации, изменены сроки ее подачи, введено требование представлять данные Книг покупок и продаж, а также Журнала регистрации счетов-фактур. Кроме того, отчетность по НДС должна теперь представляться в электронном виде.
Вся эти нововведения служат одной цели — повысить эффективность налоговых проверок. ФНС собирает сведения из форм отчетности налогоплательщиков в единую базу данных, благодаря которой не составит особого труда проверить любую сделку, причем в автоматическом режиме. При обнаружении несоответствия налоговая служба потребует пояснений и может отказать в реализации права на вычет по НДС.
Расхождения данных и их последствия
При совершении сделки каждая из сторон — продавец и покупатель — отражает ее в своей учетной системе. Впоследствии эти данные попадают в отчетность по НДС и отправляются на проверку в налоговую службу. При этом каждая сделка фигурирует как минимум в двух отчетах — покупателя товара (услуг или работ) и его поставщика. Очевидно, что данные контрагентов об одной и той же хозяйственной операции должны быть полностью идентичны.
Однако на практике так происходит далеко не всегда — отчетные формы сторон сделки нередко содержат расхождения. Чаще это касается даты, суммы, кода и номера операции, а также реквизитов партнеров.
Что же в этом случае грозит компании? Прежде всего дополнительные затраты времени и труда, поскольку по требованию ФНС отчетность придется корректировать. Кроме того, на этом основании налоговая служба может и вовсе отказать в вычете, доначислить НДС, а также наложить на налогоплательщика штрафные санкции.
Как снизить вероятность проблем?
Очевидное решение, которое поможет избежать вышеуказанных сложностей — сверить данные со своими контрагентами до подачи декларации по НДС. Однако в ручном режиме осуществить это весьма проблематично, особенно если организация ведет активную деятельность и имеет много партнеров.
Для решения этой задачи компания СКБ Контур разработала модуль Контур.НДС+, который поможет с минимальными затратами времени осуществить сверку со всеми контрагентами, уже загрузившими свои данные в систему. А тем партнерам, которые еще не воспользовались преимуществами сервиса, будут автоматически разосланы приглашения — для этого нужно лишь указать их электронные адреса.
Благодаря Контур.НДС+ можно сверить информацию из Книги покупок и Книги продаж с соответствующими регистрами партнера по сделке и выявить расхождения в реквизитах и параметрах счетов-фактур. Для удобства работы список разногласий можно выгрузить в нескольких популярных форматах. Заблаговременное устранение ошибок сведет к минимуму риск санкций со стороны налоговой службы.
Помимо этого, Контур.НДС+ предоставляет пользователю ряд других возможностей. В сервис можно загрузить информацию из любой системы учета, после чего она будет конвертирована в формат, установленный налоговой службой. Таким образом, помимо сверки с партнерами, система поможет оперативно подготовить данные для ФНС. А уже поступившие требования о предоставлении пояснений могут быть обработаны всего в пару кликов.