С 1 января 2017 года иностранные IT-компании, реализующие свои цифровые услуги, приложения и софт на российском рынке, должны будут уплачивать НДС. Участники рынка окрестили новый платеж «налогом на Google». А на прошлой неделе руководитель ФНС России Михаил Мишустин на встрече с представителями индустрии презентовал новый инструмент — «НДС офис интернет-компании», созданный специально для удаленной уплаты этого налога.
Представители ФНС также рассказали, что для оплаты налога зарубежные компании должны будут встать на учет в российской налоговой службе. У тех, кто уже реализует цифровой контент в России, будет месяц на регистрацию в ФНС. По словам заместителя руководителя ФНС Дмитрия Сатина, ведомство не ставит целью обложить штрафными санкциями тех продавцов, которые не исполнят требования закона. В ФНС заинтересованы, чтобы иностранные фирмы узнали о введении нового налога и встали на учет. Для этого сейчас служба начала активную информационную кампанию. Кроме того, на форуме ФНС открыт специальный раздел, на котором будут обсуждаться вопросы о «НДС-офисе иностранной организации». А к началу следующего года сервис будет переведен на иностранные языки.
Оплата НДС через новый сервис непосредственно коснется тех зарубежных продавцов цифровых товаров и услуг, которые реализуют свою продукцию физическим лицам самостоятельно. Что касается остальных, то налог будет уплачиваться их налоговыми агентами — партнерами или собственными представительствами. Власти рассчитывают, что введение «налога на Google» может принести в казну до 10 млрд рублей — такую сумму называл Илья Трунин, заместитель министра финансов России.
Российские IT-компании новые правила не коснутся. Те из них, кто является плательщиками НДС, по-прежнему должны его платить и подавать декларации в ФНС через оператора ЭДО в электронном виде. А разработчики, которые были освобождены от НДС ранее, сохранят это право и далее. Напомним, первоначально планировалось обложить налогом и их деятельность, однако при доработке закона положения об этом были исключены.
Агентство РБК поинтересовалось, что думают о новом налоге и сервисе в крупных международных IT-компаниях. Представители Acronis и Paralles заявили, что ведут продажи через дистрибьюторов, поэтому налог их не затронет. В Acronis также допустили, что те продавцы, чья продукция будет обложена НДС, могут поднять цены для конечного потребителя, поскольку вряд ли захотят терять доход.
Денис Матеев, руководитель российского подразделения Eset, затруднился оценить, насколько эффективен будет сервис — это станет ясно только после начала его функционирования. А вот вопросы по налогу, по его словам, у участников рынка остались — многих интересует, как это будет реализовано на практике. Однако официальных разъяснений или комментариев пока нет.
В компаниях Google и Wargaming решили никак не комментировать ситуацию, а получить ответ от Luxoft и Apple не удалось.
Со временем под НДС могут попасть не только продавцы цифрового контента и прочих аналогичных товаров и услуг. На заседаниях рабочей группы по трансграничной интeрнeт-тopгoвлe поднимался вопрос о необходимости введения налога для всех иностранных интернет-магазинов. Соответствующие планы подтвердил и замглавы ФНС Дмитрий Сатин. Он обратил внимание на то, что покупатели местных магазинов платят НДС в составе цены, тогда как иностранные торговые интернет-площадки от этих платежей освобождены. Таким образом, российские продавцы оказываются в заранее невыгодных условиях. С этим согласны представители российского бизнес-сообщества и профильных ассоциаций.