Выбор контрагента

Как проявить осмотрительность при выборе контрагента

image_pdfimage_print

Система налогового контроля постоянно совершенствуется: ужесточается законодательство, расширяются полномочия проверяющих органов, внедряются новые технологии. Достаточно привести в пример хотя бы систему «АСК НДС-2», благодаря которой оперативно «раскручиваются» цепочки НДС и выявляются их разрывы. При обнаружении недоплаты нерадивый налогоплательщик получает доначисления налога и штрафные санкции, однако его действия бросают тень и на его партнеров.

В особенности это касается сотрудничества с фирмами-однодневками. Риск оказаться вовлеченным в сделку с одной из них в той или иной степени несет любая компания. Такая информация быстро выявляется налоговыми органами (например, через проверку механизма НДС), и вполне добросовестный налогоплательщик может получить обвинения в необоснованной налоговой выгоде из-за недостаточной осмотрительности при выборе контрагентов. Поэтому одна из задач эффективного управления бизнесом — тщательно отбирать партнеров, снижая тем самым риски санкций из-за их возможной недобросовестности.

Признание расходов по налогу на прибыль

Признавая расходы, снижающие базу для расчета налога на прибыль, инспектор проверяется их обоснованность и документальное подтверждение. Это означает, что расходы должны быть экономически оправданными и сопровождаться соответствующими первичными документами. Также сомнения в обоснованности расходов могут возникнуть из-за выбора контрагента. Например, в ходе проверки выяснилось, что он имеет налоговые правонарушения или же просто обладает признаками ненадежной фирмы. Тогда инспектор проверяет, проявил ли сам налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал такую компанию в качестве контрагента. И нет ли в действиях проверяемой компании умысла получить необоснованную налоговую выгоду от сотрудничества с компанией-однодневкой. Если будет признано, что налогоплательщик мог установить факт ненадежности своего сомнительного партнера до совершения сделки, то эти расходы не будут считаться обоснованными со всеми вытекающими из этого последствиями.

Обоснованность применения вычетов НДС

Напомним, что в общем случае вычет можно применять при соблюдении трех условий: наличия счета-фактуры, оприходования товара (работы, услуги) и использования его для осуществления деятельности, облагаемой НДС.

Проверка обоснованности вычета начинается со счета-фактуры и происходит в момент подачи декларации, когда сопоставляются данные компании и ее контрагентов. В случае выявления каких-либо несоответствий налогоплательщику поступит требование предоставить пояснения. Компании и ее контрагенту придется доказывать, что разногласия в данных возникли не из-за нарушений налогового законодательства, а по ошибке. Если же партнер по сделке все-таки окажется недобросовестным, компания может быть обвинена в неосмотрительности при его выборе. Это повлечет непризнание вычета, доначисление НДС и штрафные санкции.

Такие выводы налоговых органов совпадают с позицией Минфина — в ведомстве считают, что налогоплательщик перед заключением сделки должен принять все меры, чтобы проверить добросовестность потенциального партнера. Указанная позиция выражена, например, в письмах от 11.12.2015 № 03-07-14/72647 и от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177. Аналогичного мнения придерживаются и суды — в Постановлении ВАС № 53 от 12.10.2006 говорится, что если налоговый орган докажет неосмотрительность и неосторожность действий компании при выборе контрагента, то его налоговая выгода (например, вычет НДС) может быть признана необоснованной.

Как избежать негативных последствий

В свете изложенного выше получается, что сегодня тщательная проверка будущего контрагента просто необходима. Для ее осуществления нужно сделать несколько шагов:

  1. получить от потенциального партнера копии уставных документов, свидетельства о регистрации и постановке на налоговый учет, выписку из реестра юридических лиц или ИП, приказа о назначении директора;
  2. ознакомиться с оригиналом доверенности (и получить ее копию) от имени компании на предоставление ее интересов лицом, с которым вы ведете переговоры (если это не руководитель);
  3. получить копии документов лиц, уполномоченных подписывать документы;
  4. произвести проверку потенциального партнера по всем возможным открытым источникам данных — реестрам арбитражных дел, исполнительных производств, банкротств и прочим;
  5. узнать, не зарегистрирована ли компания по адресу «массовому» адресу, а также не состоит ли она в реестре организаций, связь с которыми по адресу регистрации отсутствует;
  6. узнать, не находится ли компания в стадии ликвидации (реорганизации);
  7. ознакомиться с финансовым состоянием организации;
  8. получить данные об аффилированных с компанией лицах;
  9. использовать возможности интернета: посетить сайт партнера, ознакомиться с отзывами клиентов на сторонних ресурсах, а также с прочими упоминаниями компании в сети.

Для того чтобы выполнить пункты 1–3, придется обратиться к потенциальному партнеру. К слову, нежелание удовлетворить ваши вполне адекватные требования по поводу представления документов будет говорить в пользу его неблагонадежности — честная компания вряд ли будет что-то скрывать. Узнать информацию, указанную в пунктах с 4 по 9, а также получить некоторые другие данные, можно посредством специального сервиса проверки контрагентов.

При более скрупулезном подходе можно обратиться в налоговый орган и запросить информацию об исполнении компанией своих обязательств по уплате налогов — согласно разъяснениям Минфина, это не является коммерческой тайной (письмо от 4 июня 2012 г. N 03-02-07/1-134). У самой компании можно запросить копию аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности и информацию об отсутствии привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Кроме того, будет нелишним навестить своего потенциального контрагента и удостовериться в том, что по юридическому адресу действительно располагается его офис. В подтверждение можно составить акт выезда, который должны подписать как минимум 2 сотрудника компании-партнера.

Согласитесь, такой подход к выбору контрагента сложно назвать неосмотрительным. Конечно, он не гарантирует отсутствия претензий со стороны налоговых органов, однако во много раз снизит вероятность их возникновения. И чем тщательней будет предварительная проверка, тем меньше риск в будущем получить доначисление налогов и прочие неприятности.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *