ФНС

Отчетность по НДС: если получено требование о пояснениях

image_pdfimage_print

Чуть более года назад заработала новая информационная система налоговой службы для проверки отчетности по НДС. Она в автоматическом режиме ищет ошибки в декларациях и выявляет несоответствия между данными счетов-фактур налогоплательщика и его контрагентов. С тех пор компании и предприниматели стали все чаще получать из ФНС требования о предоставлении пояснений. О том, как следует действовать в этом случае, поговорим в данной статье.

Каждой ошибке — свой код

Помимо самого требования, налогоплательщик получит список неверных по мнению системы ФНС операций. Всего существует 4 группы ошибок, каждой из которых соответствует определенный код.

Код «1» ставится в следующих случаях:

  • контрагент налогоплательщика не представил отчетность за указанный период или подал декларацию с нулевыми показателями;
  • в декларации контрагента не нашлось записи об аналогичной операции;
  • невозможно идентифицировать счет-фактуру и сопоставить данные контрагентов вследствие ошибок.

Код «2» обозначает, что в данных раздела 8 «Сведения из книги покупок» и раздела 9 «Сведения из книги продаж» декларации налогоплательщика найдены несоответствия. Такая ошибка может возникнуть, например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам.

Если же найдены несоответствия между разделами 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур», то такая ошибка помечается кодом «3».

И, наконец, код «4» ставится в случае обнаружения иных ошибок в какой-либо графе декларации.

Как реагировать налогоплательщику

Действия, которые необходимо предпринять при получении требования о пояснениях, специалисты ФНС подробно расписали в письме от 06.11.15 ЕД-4-1 №5939/15@. Они укладываются в следующий алгоритм:

  1. В течение шести дней с момента отправки требования подтвердить его получение ответной квитанцией через систему обмена данными с ФНС;
  2. Проверить правильность внесенных в декларацию данных из счета-фактуры по каждой ошибочной операции, обратив особое внимание на реквизиты, в которых найдены ошибки, в том числе на сумму налога при принятии вычета НДС по частям;
  3. Если ошибки в декларации привели к занижению суммы налога, необходимо подать уточненную декларацию (предварительно уплатив недостающую сумму НДС и пени);
  4. Если ошибки не повлекли занижения НДС, достаточно представить в ФНС пояснение, содержащее правильные данные, в свободной форме на бумажном носителе или в электронном виде (в некоторых случаях специалисты налоговой все-таки рекомендуют составить «уточненку»);
  5. Если при проверке налогоплательщик не обнаружил ошибочных данных, следует отправить в ФНС пояснение об отсутствии ошибок.

Сроки и санкции

Как было сказано выше, на то, чтобы отправить квитанцию, подтверждающую получение требования, у налогоплательщика есть 6 дней. Нарушение этого срока может повлечь санкции — налоговая служба вправе инициировать блокировку счетов компании (предпринимателя). На такие действия инспекторы пойдут через 10 дней после окончания срока, отведенного на отправку квитанции.

Срок установлен и для представления пояснений или уточненной декларации — 5 дней со дня получения требования (пункт 3 статьи 88 НК РФ). У налогоплательщика также есть право представить вместе с пояснениями документы, которые могут подтвердить достоверность отраженных в декларации данных (пункт 4 той же статьи).

Как снизить риск появления ошибок

Тщательное ведение бухгалтерии, кропотливое отношение к первичным документам, повышенное внимание при внесении данных в систему учета — эти, казалось бы, очевидные вещи помогут избежать многих сложностей при сдаче отчетности по НДС. Однако сегодня на помощь бухгалтеру приходят современные технологии, благодаря которым его работа может упроститься, а риск ошибок — значительно снизиться. В частности, это касается расхождения в данных счетов-фактур контрагентов — самой частой причины, из-за которой возникает необходимость объясняться с налоговиками по поводу отчетности по НДС.

Во-первых, стоит подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО). Тогда у контрагентов появится возможность работать с одними и теми же счетами-фактурами, что автоматически исключит расхождение в данных.

Во-вторых, перед отправкой декларации по НДС в налоговую службу следует провести сверку данных книг покупок и продаж, а также счетов-фактур, со своими партнерами по сделкам. Очень удобно для этой цели использовать специальные сервисы, например, Контур.НДС+, разработанный компанией СКБ Контур, одним из ведущих операторов ЭДО. Это позволит сверяться с контрагентами в автоматическом режиме, сразу же выявлять несоответствия в данных и оперативно исправлять ошибки. Если провести такую сверку со всеми своими партнерами, то шанс получить из ФНС требование о предоставлении пояснений существенно сократится.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *