Проводимый ведомственными органами эксперимент, позволяющий отслеживать товары внутреннего потребления на территории Российской Федерации, было решено продлить до конца 2020 года.
Однако, с 2021 года в силу вступят нововведения для Налогового кодекса, связанные с данным экспериментом, которые потянут за собой соответствующие корректировку форм, используемых при учете налога на добавленную стоимость.
Содержание
В чём заключался проводимый эксперимент?
Эксперимент прослеживаемости на территории Российской Федерации стартовал в июле 2019 года и продлится до конца текущего года.
Прослеживаемость представляет собой документальное отслеживание продукции и совершаемых с ней действий без применения контрольно-идентификационных знаков на территории РФ, курировать работу Федеральная налоговая служба.
Данный эксперимент проводится для:
- проверки системы по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, ввозимой на территорию РФ
- увеличения поступлений в бюджет от таможенных налогов и сборов
- оценки результатов работы и расширение масштабов её применения (увеличения списка контролируемых товаров)
Отслеживание товаров начинает с момента прохождения таможенного контроля.
В письме Федеральной налоговой службы № ЕД-4-15/13072@ от 4 июля 2019 года приведён специальный список товаров, которые необходимо отслеживать на территории РФ. Данная информация размещена на официальном сайте ФНС и находится в открытом доступе.
В эксперименте по отслеживанию принимают участие такие товары, как холодильное оборудование, детские товары отдельных категорий, мониторы для ПК, транспорт, используемый в промышленных целях, и прочие.
Организации и индивидуальные предприниматели принимают участие в эксперименте на добровольных началах.
Новый законопроект
Правительством РФ в постановлении № 807 от 25 июля 2019 года было утверждено, что эксперимент должен осуществляться с применением национальных информационных систем. На данным момент прослеживание находится на стадии эксперимента, но уже с 1 января будущего года разработанные меры и правила будут прописаны в Налоговом кодексе.
Национальная платёжная система позволяет:
- налогоплательщикам избежать повторения процессов в осуществляемой деятельности
- разработать общие правила по формированию прослеживаемости
- осуществлять передачу права собственности на товар в имеющихся документах без непосредственной маркировки товара
- использовать между налогоплательщиками существующий электронный документооборот
- предъявлять ко всем участникам одинаковые требования
В новом разделе Налогового кодекса будут закреплены основные положения, касающиеся прослеживания товаров.
Согласно нововведениям, в обязанности правительства будет входит:
- утверждение перечня товаров, подлежащих данной процедуре
- разработка условий, по которым будет осуществляться выбор категорий товаров с целью последующего включения в перечень
- выбор субъектов для участия в работе национальной системы прослеживания
В отношении налогоплательщиков будут указаны:
- меры ответственности за несоблюдение условий прослеживания товаров
- обязанности при совершении соответствующих операций
- действия и манипуляции, которые необходимо совершать при движении товаров
- мероприятия по уведомлению об остатках отслеживаемых товаров
Необходимая документация при прослеживании
На основании регистрационного номера партии товара (РНПТ) в сопутствующих документах будет осуществляться его отслеживание.
Налогоплательщики при реализации товара, включенного в утвержденный перечень, будут отражать РНПТ в счете-фактуре, а также в декларации по НДС.
Все ранее действовавшие формуляры, отчеты, бланки, журналы начиная с будущего года будут доработаны с учётом новых реквизитов и кодов.
Товары, утвержденные в специальном перечне, могут быть приняты к реализации и организациями, не являющиеся плательщиками НДС. В таком случае РНПТ будет отражен в документе об отгрузке товаров. В налоговую инспекцию ими будет каждый квартал сдаваться соответствующий отчет, в нём будет содержаться информация о завершении прослеживаемости при утилизации, переработке или продаже физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями.