Законодательством не установлены особенности представления «экологической» отчётности для малых предприятий. Обязанность предприятия представить отчетность зависит от вида деятельности и категории объекта, на котором осуществляется деятельность.
Мы подготовили чек-лист, в котором подробно ответили на самые распространённые вопросы:
- что такое плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и экологический сбор
- какие формы экологического статистического наблюдения сдавать субъектам МСП и в какие сроки
- кто обязан представлять форму № 2-ТП «отходы»
- когда взимается экологический сбор за упаковку
- какие санкции грозят нарушителям.
Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.
Содержание
Плата за НВОС
Что такое НВОС
По ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) следует понимать «воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».
Ст. 16 Закона № 7-ФЗ устанавливает плату за НВОС, которое может проявляться в превышении концентрации загрязняющих веществ при:
- выбросах в атмосферу
- сбросах в воду
- захоронении и хранении отходов производства и потребления, к которым относятся ТКО (твёрдые коммунальные отходы), например, использованная бумага и картонные упаковки, и иные виды отходов.
Объекты, оказывающие НВОС, делят на 4-х категории, которые присваиваются при постановке на учёт (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Они могут оказывать значительное (I категория), умеренное (II категория), незначительное (III категория) и минимальное (IV категория) НВОС. Критерии изложены в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
Кто несёт ответственность за вывоз ТКО
Практически во всех помещениях, в том числе офисных, образуются ТКО. Их вывозят региональные операторы по обращению с ТКО. П. 1 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что собственники ТКО обязаны заключать с региональными операторами соответствующие договоры.
Когда помещение сдаётся в аренду, возникает вопрос: кому нужно заключать договор с оператором – арендодателю или арендатору? Ответ зависит от того, кто является собственником отходов. Как правило, стороны прописывают это положение в арендном договоре.
- Если по договору аренды владельцем ТКО является арендатор, обязанность заключить договор с оператором лежит на нём.
- Если по договору аренды арендатор передаёт ТКО в собственность арендодателя, тем самым снимая с себя обязанность их вывоза, договор с оператором должен заключить арендодатель.
Кто должен сдавать отчётность и вносить плату за НВОС
По п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ по общим правилам плату за НВОС должны вносить юрлица и ИП, деятельность которых оказывает на окружающую среду негативное воздействие. Они же обязаны представлять декларации.
Однако некоторые субъекты могут не вносить плату за НВОС и не сдавать декларации:
- Юрлица и ИП, которые заключили с оператором по обращению с ТКО договор о передаче ему отходов. Тогда оплату производит сам оператор, представлять декларацию не нужно. Однако Роспотребнадзор зачастую требует этого.
- Юрлица и ИП, которые осуществляют свою деятельность только на объектах 4-ой категории.
Обязан ли арендатор сдавать отчётность и вносить плату за НВОС
Сдавать отчётность и вносить плату за НВОС должны арендаторы, размещающие отходы (за исключением ТКО), а также эксплуатирующие объекты 1-ой, 2-ой и 3-ей категории.
Что касается арендаторов, размещающих ТКО, то здесь всё зависит от того, кто именно подписал договор с оператором:
- если договор подписан арендатором, он освобождается от сдачи отчётности и платы за НВОС
- если договор подписан арендодателем, освобождается арендодатель. При этом арендатор также не обязан сдавать отчётность и вносить плату за НВОС, поскольку по документам он не является собственником ТКО
Когда вносить плату за НВОС
Плата за отчётный год должна быть внесена не позднее 1 марта следующего года. Авансовые платежи по итогам 1-3 кварталов (их обязаны вносить все, кроме субъектов МСП) должны быть внесены не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем в квартале.
Таким образом, в этом году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20.04.2022, 20.07.2022 и 20.10.2022.
Экологический сбор
Кто должен сдавать отчётность и платить экосбор
По общим правилам сдавать отчётность и платить экосбор обязаны юрлица и ИП, которые в отчётном году импортировали или производили продукцию, подлежащую обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. В постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р содержится перечень такой продукции, в том числе упаковки.
Возможны следующие варианты:
- ИП или юрлицо не импортирует и не производит продукцию и упаковку из перечня. Сдавать отчётность и платить экосбор не нужно.
- ИП или юрлицо импортирует или производит продукцию из перечня. Они должны сдавать отчётность и рассчитывать сумму экосбора. Однако платить экосбор нужно лишь тогда, когда не выполнены установленные на отчётный год нормативы по утилизации.
- ИП или юрлицо импортирует или производит упаковку из перечня. Обязанность уплаты экосбора за упаковку продукции лежит на её производителе, если он реализует продукцию конечному потребителю. Обязанность уплаты экосбора в отношении многооборотной тары всегда лежит на производителе.
Сумма экосбора за отчётный год рассчитывается по 3-м величинам:
- ставки экосбора
- норматива утилизации
- массы товара и (или) упаковки
Сроки уплаты экосбора
По письму Минприроды от 04.04.1919 № 01-19-44/7874 плата за отчётный год должна быть внесена не позднее 15 апреля следующего года.
В 2022-ом экосбор нужно уплатить не позднее 15.04.2022.
Экостатистика: форма № 2-ТП «отходы»
Кто должен сдавать отчётность
Одной из форм статистического наблюдения является отчёт по форме № 2-ТП «отходы».
Его сдают юрлица и ИП, которые осуществляю деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления. То есть большинство организаций, оставляющих за собой какие-либо отходы.
Исключение составляют субъекты МСП – им не нужно представлять отчёт по этой форме, если:
- В процессе их деятельности образуются лишь ТКО массой менее 0,1 тонны.
- Они не ведут деятельность по обращению с отходами, то есть не занимаются их обработкой, обезвреживанием, размещением и утилизацией.
- Они заключили договор с региональным оператором.
Обязан ли арендатор сдавать форму № 2-ТП «отходы»
Спорным является вопрос в отношении арендаторов – субъектов МСП, не осуществляющих деятельность по обращению с отходами и образующих ТКО массой менее 0,2 тонны.
Если такие арендаторы заключили договор с оператором от своего имени, представлять отчёт не нужно.
Однако зачастую возникают ситуации, когда договор с оператором заключает арендодатель, то есть по документам именно он несёт ответственность за вывоз мусора. Тогда арендатор передаёт отходы в собственность арендодателя, но должен ли он отчитываться по форме № 2-ТП?
На этот счёт имеются две точки зрения:
- Поскольку арендатор не заключал договор с оператором, сдавать отчёт нужно, так как он не выполнил условие, чтобы получить право на освобождение от обязанности по сдаче отчётности.
- Поскольку арендатор не является собственником отходов, сдавать отчёт ему не нужно. По этой форме отчитывается непосредственно арендодатель – собственник отходов, если он не относится к СМП. Соответственно, двойное представление отчёта и арендодателем, и арендатором не имеет смысла.
На наш взгляд, предпочтительна именно вторая точка зрения.
Форма № 2-ТП «воздух»
Ещё одной формой статистического наблюдения является отчёт по форме № 2-ТП «воздух». Отчитываться должны все юрлица и ИП, эксплуатирующие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в воздух. Это столярные мастерские, котельные, покрасочные цеха и т.д.
Обязанность представлять отчётность возникает:
- когда масса выбросов в отчётном периоде превысила 10 тонн по одному объекту
- когда масса выбросов варьируется от 5 до 10 тонн по одному объекту, при этом в составе выбросов имеются загрязняющие вещества 1-го или 2-го класса опасности.
Форма № 2-ТП «рекультивация»
Следующей формой статистического наблюдения является отчёт по форме № 2-ТП «рекультивация». По ней отчитываются:
- юрлица и ИП, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых
- юрлица и ИП, осуществляющие строительные, лесозаготовительные, мелиоративные и изыскательные работы
- юрлица и ИП, размещающие промышленные, строительные и твёрдые бытовые отходы
Отчёт о результатах ПЭК
Отчёт о результатах программы экологического контроля (ПЭК) представляют юрлица и ИП, которые работают на объектах, оказывающих НВОС, и относятся к 1-ой, 2-ой или 3-ей категории.
Изначально они разрабатывают программу производственного экологического контроля, требования к которой утверждены приказом Минприроды от 28.02.2018 № 74. Под каждый объект разрабатывается индивидуальная программа, после чего заполняется соответствующий отчёт.
Представление экологической отчётности
В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.
Таблица по основным формам «экологической» отчётности
Наименование отчета | Периодичность и сроки сдачи | Куда представлять | В каком виде отчитываться |
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) | Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению объекта. Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН | Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
|
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) | В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
| В Росприроднадзор | На бумаге или через интернет |
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению. Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва). Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва) | В общем случае —через интернет. При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml |
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | ||
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) | Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно) | ||
Форма № 2-ТП (отходы) (утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627) | Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента. Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них | На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (воздух) (утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661) | Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (рекультивация) (утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676) | Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) | Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) | Если деятельность ведётся:
| На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет |
Существуют следующие способы представления:
- Владелец сертификата формирует и подписывает отчёт, а затем самостоятельно загружает его на приёмный шлюз РПН.
- Владелец сертификата подключается к системе для сдачи отчётности, которая помогает составить, проверить отчёт, а также направить в РПН.
Второй способ имеет свои преимущества. Вам не придётся самостоятельно заходить на платформу РПН. Нужно лишь направить отчёт на сервер оператора ЭДО (электронного документооборота), после чего система сама загрузит его в РПН.
Кроме того, оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчёта и указывает его в документе, который направляется отправителю. То есть, если будет спор о времени направления отчёта, подтверждение оператора ЭДО станет доказательством представления отчётности в срок.
Санкции за нарушения
Ст 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусматривает штраф:
- на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей
- на должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей
Ст. 8.5 КоАП РФ за несвоевременную сдачу декларации о воздействии на окружающую среду и декларации о плате за НВОС предусматривает штрафы:
- для юрлиц – от 20 до 80 тыс. руб.
- для ИП и должностных лиц – от 3 до 6 тыс. руб.
По ст. 8.41.1 КоАП РФ за неуплату экосбора предусмотрены штрафы:
- для юрлиц – в 3-хкратном размере неуплаченной суммы экосбора в отношении каждой группы товаров или упаковки, но не меньше 500 тыс. руб.
- для ИП – в 3-хкратном размере неуплаченной суммы экосбора в отношении каждой группы товаров или упаковки, но не меньше 250 тыс. руб.
- для должностных лиц – от 5 до 7 тыс. руб.
По ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ за несвоевременную сдачу отчёта о выполнении норматива утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), а также их непредставление предусмотрены штрафы:
- для юрлиц – от 70 до 150 тыс. руб.
- для ИП – от 50 до 70 тыс. руб.
- для должностных лиц – от 3 до 6 тыс. руб.
По ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ за направление отчёта о выполнении норматива утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) с недостоверными сведениями или не в полном объёме предусмотрены штрафы:
- для юрлиц – в 2-кратном размере суммы сбора в отношении каждой группы товаров или упаковки, но не меньше 250 тыс. руб.
- для ИП – в 2-кратном размере суммы сбора в отношении каждой группы товаров или упаковки, но не меньше 100 тыс. руб.
- для должностных лиц – от 3 до 6 тыс. руб.
Читайте также Календарь бухгалтера: апрель 2022