Налоговая проверка

Пояснения по НДС: актуальная информация и грядущие новшества

image_pdfimage_print

Законодатели год от года ужесточают порядок взаимодействия с налоговой службой по вопросам отчетности по НДС. В 2015 году за всеми налогоплательщиками была закреплена обязанность отчитываться в электронном виде. В 2016 году их обязали обеспечивать прием электронных требований о предоставлении пояснений, которые ФНС выдвигает по результатам камеральной проверки по НДС. А со следующего года отвечать на эти требования нужно будет также исключительно в электронном виде. Если прислать пояснение письмом или представить лично, то его попросту не примут, а плательщику выставят штраф в размере 5000 рублей.

В преддверии вступления изменений в силу не будет лишним еще раз вспомнить о том, какие требования может получить компания или предприниматель после подачи декларации по НДС и как на них следует реагировать.

Виды требований

Теоретически налоговые органы могут запросить пояснения по самым разным вопросам, связанным с декларацией по НДС. Однако есть три основных вида требований, которые направляются чаще остальных, причем в формализованном виде, то есть в виде документа определенной формы. Это требования предоставить пояснения по контрольным соотношениям декларации, по расхождениям с данными контрагентов и о не включенных в книгу продаж сведениях.

Все эти требования приходят в электронном виде, и налогоплательщик должен направить в ФНС квитанцию об их приеме. На это отводится 6 рабочих дней. В течение следующих пяти рабочих дней нужно сформулировать и направить ответ на полученное требование.

Если не сошлись контрольные соотношения

Между отдельными полями декларации существует определенная взаимосвязь. Например, значение НДС в разделе 9 должно быть равно сумме определенных строк разделов 2–6. Эти контрольные соотношения декларации сразу же проверяются информационной системой ФНС, которая их принимает. Если хотя бы одно из них не сойдется, налогоплательщику будет автоматически направлено требование представить соответствующие пояснения. Придет оно довольно быстро — через 1–2 дня после отправки отчетности. Налогоплательщик получит PDF-файл, в котором будет указан номер соотношения и суть его нарушения (например, занижена сумма НДС), норма закона, которую нарушает расхождение. Кроме того, будет приведено само контрольные соотношения, которое должно исполняться, а также те сведения, которые налогоплательщик ошибочно указал в своей декларации.

Ответ с 1 января 2017 года должен направляться в электронном виде и содержать номер контрольного соотношения, а также произвольное пояснение того, почему оно не сходится.

Если обнаружены расхождения с контрагентами

С 2015 года все декларации по НДС проходят автоматическую сверку. По каждой операции в отчете налогоплательщика ищется контрагент, затем информация из декларации покупателя и продавца сопоставляется. Если она не сходится, то информационная система направит требования представить пояснения этого факта как продавцу, так и покупателю.

Чаще всего такие пояснения приходят в течение двух недель после подачи декларации. Налогоплательщик получает файлы в формате PDF и XML, в которых указаны спорные счета-фактуры. О том, какого плана обнаружены расхождения, можно узнать по коду ошибки (их всего 4).

Что делать с таким требованием? Подтвердить его получение и грамотно составить ответ. По каждому упомянутому в требовании счету-фактуре нужно провести сверку. Если данные не содержат ошибок, то вместе с электронным ответом, в котором нужно подтвердить их правильность, целесообразно направить в ФНС электронную версию счета-фактуры или его скан. Если найдена ошибка, которая не связана с суммой НДС, то в ответе на требование ее нужно попросту исправить. Например, это может быть ошибка в ИНН, дате и тому подобные неточности. Если ошибочно указана сумма налога, то придется подавать уточненную декларацию по НДС.

Операция отсутствует в книге продаж

Последний вид стандартных требований распространяется на ситуацию, когда покупатель отразил операции в книге покупок, а вот у продавца в книге продаж ее нет. В этом случае ФНС направит последнему требование представить пояснения по этим сведениям.

Как и предыдущее требование, это с большей долей вероятности придет в течение первых двух недель. Допустившие такое нарушение налогоплательщики получат PDF-файл, в котором будут содержаться данные покупателя, номер и дата счета-фактуры.

Налоговый орган пока не утвердил какого-то специального порядка реагирования на такое требование. Эксперты же рекомендуют в первую очередь проверить, имела ли место спорная сделка на самом деле, и исходя из этого составить ответ в ФНС. Тут возможны три варианта:

  1. Сделка была, но продавец отразил в учете иные сведения (ошибся), вследствие чего они не совпали с данными из декларации покупателя. В этом случае счет-фактуру можно включить в таблицу, поясняющую расхождения, и указать дату, номер счета-фактуры и ИНН контрагента.
  2. Сделки не было. Получается, что покупатель отразил в декларации счет-фактуру, который продавец ему не выставлял. В этом случае в своем пояснении продавец включает спорный счет-фактуру в таблицу с данными о неподтвержденных сделках, указав его реквизиты и ИНН покупателя. Далее налоговый орган будет уже разбираться с ним.
  3. Сделка была, но продавец ошибочно не включил ее в книгу продаж. В такой ситуации эксперты рекомендуют оформить дополнительный лист книги продаж, включить в него забытый счет-фактуру, пересчитать налог и представить уточненную декларацию.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *