Федеральные стандарты бухгалтерского учёта

Федеральные стандарты бухгалтерского учёта

image_pdfimage_print

В последнее время в России активно реформируют бухгалтерский учёт, чтобы приблизить его к общепринятым международным стандартам. Некоторые обновления уже вступили в силу. Другие станут обязательными в 2022-ом. Рассмотрим ФСБУ, по которому бухгалтеры работают сейчас и будут работать в скором времени.

Правила применения ФСБУ 5/2019 «Запасы»

С 01.01.2021 обязательным для применения стал ФСБУ 5/2019 «Запасы». Основные изменения:

  • к запасам относятся активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо  используемые в течении не более  12 месяцев
  • стоимость малоценных активов, являющихся основными средствами, относится к расходам
  • оборудование, приспособления, специальные инструменты и одежда учитываются в общем порядке как основные средства или запасы (в зависимости от срока использования)
  • в фактическую себестоимость незавершённого производство нельзя включать управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ
  • себестоимость запасов формируется по новым правилам
  • резерв под обесценение запасов рассчитывается как превышение себестоимости запасов над их чистой стоимостью
  • затраты признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости (оценка при признании), а также по стоимости на отчётную дату (оценка после признания)

Правила применения ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды»

С 01.01.2022 обязательным для применения станет ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды». При этом некоторые организации уже его применяют в добровольном порядке.

Теперь арендатору не придётся делить аренду на финансовую и операционную. В дебете активного счёта учитывается право пользования активом (ППА), на которое начисляется амортизация, а не само имущество. По кредиту будет указываться постепенно погашающееся арендное обязательство.

Что касается будущих платежей по обязательствам, то их будет необходимо дисконтировать вне зависимости от срока аренды. Ставку дисконта сможет определять сам арендатор.

По новым правилам у арендодателей останется разделение аренды на операционную и финансовую, поскольку от этого зависит проводка. Все доходы арендодателя от финансовой аренды признаются процентами по новому виду актива «инвестиции в аренду». Случаи, которые следует относить именно к финансовой аренде, прописаны в стандарте.

По операционной аренде по-прежнему учитываются периодические поступления.

Правила применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»

С 01.01.2022 обязательно применять два стандарта: ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Их принято рассматривать в комплексе, поскольку Минфин утвердил их одним приказом, заменившим ПБУ 6/01.

Основные изменения:

  • компания будет самостоятельно определять лимит стоимости основных средств – все «малоценные» ОС относятся к расходам
  • первоначальная стоимость основных средств при длительной отсрочке будет включать дисконтированную сумму обязательств, при этом разница будет относиться к процентным расходам
  • основные средства при безвозмездном получении будут определяться по справедливой стоимости
  • переоценку можно будет проводить регулярно и без ограничений, а переоценённая стоимость ОС будет определяться как справедливая стоимость
  • капитальные вложения и основные средства придётся проверять на обесценение
  • доходные вложения в материальные ценности заменят новым понятием «инвестиционная недвижимость»
  • изменятся правила амортизации (список неамортизируемых основных средств, момент начала и прекращения, способы начисления, база и другое)

Правила применения ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте»

С 01.01.2022 вступит в силу новый ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте». Сейчас законодательное закрепление стандарта, регулирующего вопросы бухгалтерского документооборота, отсутствует, но с его появлением в 2022-ом существенных изменений к требованиям бухгалтерского документооборота не последует.

Основные положения нового стандарта:

  • организации смогут использовать в качестве первичных оправдательных документов договоры, квитанции об оплате, а также кассовые чеки, если документы содержат необходимые для первичной документации реквизиты
  • компания сможет самостоятельно определять периодичность составления первичной документации по длящимся и повторяющимся фактам
  • в первичном документе необходимо  будет указывать сразу несколько дат: дату подписания и дату факта хозяйственной жизни, если они отличаются
  • если организация осуществляет хозяйственную деятельность на территории государства, требующего хранения документов на иностранном языке, переводить первичные документы не потребуется – в этом случае построчно нужно перевести регистр
  • документацию предстоит хранить в том виде, в каком она была составлена: бумажную – на бумаге, а электронную – на электронных носителях. При составлении документов бухгалтерского учёта в электронном виде нужно обеспечить возможность изготовления их копий на бумажном носителе

Читайте также Правила заполнения платёжных поручений с октября 2021 года

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *