Сделка

Финансовая оценка контрагента: когда она нужна и как ее провести

image_pdfimage_print

Чтобы бизнес работал как часы, нужно выполнение многих условий. Одно из них — уверенность в том, что ваши контрагенты платежеспособны, то есть смогут вовремя исполнить свои финансовые обязательства. В противном случае коммерческая безопасность компании гарантирована быть не может, то есть существенно повышается риск убытка. В этом материале расскажем о том, как провести анализ платежеспособности контрагента.

Когда это необходимо

В идеале проводить оценку действующего или потенциального контрагента целесообразно перед любой сделкой. Однако это не всегда возможно. В обязательном порядке провести такой анализ следует, если:

  • появляется новый бизнес-партнер;
  • с контрагентом, с которым раньше сотрудничество носило эпизодический характер, планируется работать в долгосрочной перспективе;
  • при подписании соглашения с отсрочкой платежа либо предварительной оплатой;
  • всегда, когда возникают подозрения по поводу платежеспособности контрагента, в том числе потенциального.

Подход к оценке может быть разным: полный анализ деятельности субъекта бизнеса или определение отдельных наиболее важных показателей, анализа которых будет достаточно для выводов о платежеспособности и надежности контрагента.

Зачем это нужно

Доверие — вещь, безусловно, хорошая, но строить бизнес лишь на этом чревато неприятными последствиями. Их спектр весьма широк:

  • финансовые потери;
  • репутационные риски (например, из-за непоступления оплаты от контрагента компания не смогла выполнить свои кредитные обязательства);
  • налоговые проверки, доначисления и санкции за непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента;
  • отказ в возмещении НДС;
  • судебные разбирательства, привлечение к ответственности.

Этапы проведения анализа абзац

В основном действия сводятся к получению о потенциальном или реальном контрагенте всевозможной информации из самых разных источников.

Запрос документов и сведений у контрагента

В первую очередь, нужно получить копии свидетельства о госрегистрации контрагента, документа о присвоении ему ИНН, а также Устава (для организаций). Запросить эти документы следует у самого контрагента.

Государственный номер (ОГРН или ОГРИП) и ИНН — базовые сведения, на основе которых можно получить данные из открытых источников, в том числе выписку из ЕГРЮЛ. Вместе с тем отметим, что не стоит ограничиваться только выпиской — это не является проявлением должной осмотрительности.

Кроме того, можно запросить у контрагента бухгалтерскую отчетность, информацию о лицензиях, о том, как он рассчитывается с бюджетом, и некоторые другие сведения. Добросовестный бизнесмен, скорее всего, не станет возражать против предоставления такой информации, хотя закон и не обязывает этого делать. В любом случае отказ может говорить о том, что компании есть что скрывать.

Ненадежный партнер

Иногда владельцы бизнеса не хотят предоставлять такие сведения, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако информация об учреждении компании и данные из реестра, сведения о лицензиях, налоговых отчислениях, финансовой отчетности и даже о заработной плате персонала не относится к коммерческой тайне. Стоит разъяснить это потенциальному контрагенту, и, возможно, тогда он пойдет навстречу.

Если контрагент не хочет давать запрашиваемые документы и данные, можно предложить ему выбрать иной способ подтверждения собственной платежеспособности.

Использование открытых источников

Провести анализ данных, которые содержатся в открытых источниках, удобнее всего через специальные сервисы проверки контрагентов, например, Контур.Фокус. Из таких систем можно получить много полезной информации. Они включают как сведения открытых реестров и баз данных, так информацию, которую условно можно назвать неофициальной. Это упоминание о компании в интернете, отзывы клиентов, работников и другие сведения.

В следующей таблице мы собрали основные открытые источники данных, которые можно использовать для анализа.

Таблица. Ресурсы для анализа контрагента


ИсточникВозможности

egrul.nalog.ru

Реестр юридических лиц и ИП на сайте ФНС (выписка из Реестра без подписи);

service.nalog.ru/vyp/Сервис по предоставлению выписки из Реестра на сайте ФНС (выписка подписана ЭЦП, нужна авторизация)
service.nalog.ru/disqualified.do /Сведения из Реестра дисквалифицированных лиц
service.nalog.ru/disfind.doСведения о компаниях, в руководстве которых есть дисквалифицированные лица
vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/Сведения о принятом решении о реорганизации или ликвидации юридического лица
vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/Сведения о предстоящем исключении из Реестра ЮЛ или ИП
service.nalog.ru/addrfind.doМассовые адреса регистрации
service.nalog.ru/zd.doСведения о ЮЛ, имеющих задолженность по уплате налогов сроком более 1 года
service.nalog.ru/mru.doСведения о ФЛ, которые руководят несколькими компаниями и / или участвуют в них
rospravosudie.comСведения о судебных решениях в отношении компании или ИП

fssprus.ru/iss/ip

База данных исполнительных производств

 kad.arbitr.ru/

Картотека арбитражных дел
bankrot.fedresurs.ruРеестр сведений о банкротстве

Расчет показателей

Если в вашем распоряжении есть бухгалтерская отчетность контрагента, можно рассчитать показатели его ликвидности и платежеспособности:

  1. Коэффициент общей ликвидности равен отношению оборотных активов организации к краткосрочным обязательствам. Он показывает, насколько компания способна погасить свои текущие долги и обязательства только за счет оборотных средств. Чем больше значение этого коэффициента, тем более платежеспособным является контрагентом. Хорошо, если он равен 2 и более, но и 1,5 считается приемлемым результатом.
  2. Коэффициент платежеспособности — это отношение собственного капитала к собственным активам. Он показывает, насколько организация не зависит от внешних источников финансирования. Считается, что если его значение ниже 0,5, то есть повод задуматься о финансовой устойчивости компании.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *