Чтобы бизнес работал как часы, нужно выполнение многих условий. Одно из них — уверенность в том, что ваши контрагенты платежеспособны, то есть смогут вовремя исполнить свои финансовые обязательства. В противном случае коммерческая безопасность компании гарантирована быть не может, то есть существенно повышается риск убытка. В этом материале расскажем о том, как провести анализ платежеспособности контрагента.
Содержание
Когда это необходимо
В идеале проводить оценку действующего или потенциального контрагента целесообразно перед любой сделкой. Однако это не всегда возможно. В обязательном порядке провести такой анализ следует, если:
- появляется новый бизнес-партнер;
- с контрагентом, с которым раньше сотрудничество носило эпизодический характер, планируется работать в долгосрочной перспективе;
- при подписании соглашения с отсрочкой платежа либо предварительной оплатой;
- всегда, когда возникают подозрения по поводу платежеспособности контрагента, в том числе потенциального.
Подход к оценке может быть разным: полный анализ деятельности субъекта бизнеса или определение отдельных наиболее важных показателей, анализа которых будет достаточно для выводов о платежеспособности и надежности контрагента.
Зачем это нужно
Доверие — вещь, безусловно, хорошая, но строить бизнес лишь на этом чревато неприятными последствиями. Их спектр весьма широк:
- финансовые потери;
- репутационные риски (например, из-за непоступления оплаты от контрагента компания не смогла выполнить свои кредитные обязательства);
- налоговые проверки, доначисления и санкции за непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента;
- отказ в возмещении НДС;
- судебные разбирательства, привлечение к ответственности.
Этапы проведения анализа абзац
В основном действия сводятся к получению о потенциальном или реальном контрагенте всевозможной информации из самых разных источников.
Запрос документов и сведений у контрагента
В первую очередь, нужно получить копии свидетельства о госрегистрации контрагента, документа о присвоении ему ИНН, а также Устава (для организаций). Запросить эти документы следует у самого контрагента.
Государственный номер (ОГРН или ОГРИП) и ИНН — базовые сведения, на основе которых можно получить данные из открытых источников, в том числе выписку из ЕГРЮЛ. Вместе с тем отметим, что не стоит ограничиваться только выпиской — это не является проявлением должной осмотрительности.
Кроме того, можно запросить у контрагента бухгалтерскую отчетность, информацию о лицензиях, о том, как он рассчитывается с бюджетом, и некоторые другие сведения. Добросовестный бизнесмен, скорее всего, не станет возражать против предоставления такой информации, хотя закон и не обязывает этого делать. В любом случае отказ может говорить о том, что компании есть что скрывать.
Иногда владельцы бизнеса не хотят предоставлять такие сведения, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако информация об учреждении компании и данные из реестра, сведения о лицензиях, налоговых отчислениях, финансовой отчетности и даже о заработной плате персонала не относится к коммерческой тайне. Стоит разъяснить это потенциальному контрагенту, и, возможно, тогда он пойдет навстречу.
Если контрагент не хочет давать запрашиваемые документы и данные, можно предложить ему выбрать иной способ подтверждения собственной платежеспособности.
Использование открытых источников
Провести анализ данных, которые содержатся в открытых источниках, удобнее всего через специальные сервисы проверки контрагентов, например, Контур.Фокус. Из таких систем можно получить много полезной информации. Они включают как сведения открытых реестров и баз данных, так информацию, которую условно можно назвать неофициальной. Это упоминание о компании в интернете, отзывы клиентов, работников и другие сведения.
В следующей таблице мы собрали основные открытые источники данных, которые можно использовать для анализа.
Таблица. Ресурсы для анализа контрагента
Источник | Возможности |
egrul.nalog.ru | Реестр юридических лиц и ИП на сайте ФНС (выписка из Реестра без подписи); |
service.nalog.ru/vyp/ | Сервис по предоставлению выписки из Реестра на сайте ФНС (выписка подписана ЭЦП, нужна авторизация) |
service.nalog.ru/disqualified.do / | Сведения из Реестра дисквалифицированных лиц |
service.nalog.ru/disfind.do | Сведения о компаниях, в руководстве которых есть дисквалифицированные лица |
vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/ | Сведения о принятом решении о реорганизации или ликвидации юридического лица |
vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/ | Сведения о предстоящем исключении из Реестра ЮЛ или ИП |
service.nalog.ru/addrfind.do | Массовые адреса регистрации |
service.nalog.ru/zd.do | Сведения о ЮЛ, имеющих задолженность по уплате налогов сроком более 1 года |
service.nalog.ru/mru.do | Сведения о ФЛ, которые руководят несколькими компаниями и / или участвуют в них |
rospravosudie.com | Сведения о судебных решениях в отношении компании или ИП |
fssprus.ru/iss/ip | База данных исполнительных производств |
kad.arbitr.ru/ | Картотека арбитражных дел |
bankrot.fedresurs.ru | Реестр сведений о банкротстве |
Расчет показателей
Если в вашем распоряжении есть бухгалтерская отчетность контрагента, можно рассчитать показатели его ликвидности и платежеспособности:
- Коэффициент общей ликвидности равен отношению оборотных активов организации к краткосрочным обязательствам. Он показывает, насколько компания способна погасить свои текущие долги и обязательства только за счет оборотных средств. Чем больше значение этого коэффициента, тем более платежеспособным является контрагентом. Хорошо, если он равен 2 и более, но и 1,5 считается приемлемым результатом.
- Коэффициент платежеспособности — это отношение собственного капитала к собственным активам. Он показывает, насколько организация не зависит от внешних источников финансирования. Считается, что если его значение ниже 0,5, то есть повод задуматься о финансовой устойчивости компании.