Риски при работе с самозанятыми

Последствия сотрудничества с самозанятыми

image_pdfimage_print

В последнее время всё больше граждан регистрируется в качестве самозанятых, причём это может быть как первичная регистрации самозанятых физлиц, так и переход с прочих налоговых режимов.

Широкий спектр предложений от самозанятых подталкивает организации на заключение с ними договоров по поставке продукции, оказанию услуг и выполнению работ (подробнее см. «Все что нужно знать о работе с самозанятыми»).

В этой статье разберём основные опасности, с которыми может столкнуться юридическое лицо при заключении договоров с плательщиком НПД.

Изменение статуса договора

Законодательство запрещает самозанятому заключать договор с организацией, если в течение прошлых двух лет он имел с ней трудовые взаимоотношения.

Если ранее был договор гражданско-правового характера, то это не является препятствием для текущего взаимодействия. Запрет распространяет только на бывших работодателей.

При этом отсутствие в прошлом трудового договора с данной организацией не гарантирует отсутствия вопросов со стороны налоговых органов, поскольку очень часто юридические лица прибегают к заключению договоров с плательщиками НПД с целью оптимизации налогов. Инспекторы знают о подобных ситуациях и очень тщательно изучают подобные договоры, а также условия их исполнения.

При этом под санкции со стороны налоговой могут попасть и вполне добросовестные организации, которые не преследуют никаких корыстных целей при сотрудничестве с самозанятыми.

Чтобы избежать излишнего внимания со стороны налоговой, юридическим лицам нужно очень тщательно подходить к выбору потенциального контрагента, а также постараться исключить из списка бывших работников.

Самозанятый потерял свой статус

Ещё один неприятный сюрприз, который может поджидать организацию в ходе сотрудничества с самозанятым – это нарушение им условия по предельной величине дохода.

Согласно законодательству, годовой доход налогоплательщика на НПД не может превышать 2,4 млн рублей. Однако этот момент может пропустить даже сам самозанятый, так как же обезопасить себя организации, заключившей с ним договор?

Почему заказчику важно не пропустить этот момент? Потому что в соответствии с письмом ФНС от 20 февраля 2019 года № СД-4-3/2899 с момента потери плательщиком НПД такого статуса организация-заказчик должна рассчитать и уплатить подоходный налог, а также соответствующую величину страховых взносов.

Во избежание подобных ситуаций ФНС в своём письме от 19 апреля 2019 года № СД-4-3/7496 рекомендует организациям проверять самозанятых на специальном сервисе. Стоит помнить, что подобная проверка подтверждает только текущий статус и не гарантирует, что он может быть потерян в ходе исполнения договорных обязательств.

Поэтому чтобы организации избежать риска дополнительных расходов по уплате НДФЛ и страховых взносов, вполне дальновидно запросить у самозанятого справку о доходах, чтобы убедиться в наличии достаточного запаса по полученному доходу.

Подобная справка формируется самозанятым в приложении «Мой налог» или в личном кабинете налогоплательщика и будет подписана усиленной квалифицированной подписью налогового органа.

Стоит отметить, что не каждый самозанятый захочет в добровольном порядке раскрывать информацию о полученном доходе. Поэтому с целью исключения недопонимания между участниками сделки, в договоре лучше прописать пункт об уведомлении заказчика в случае потери самозанятым своего статуса, а также о порядке возмещения в этом случае затрат организации.

Безналичная форма расчёта

При получении денежных средств от заказчика самозанятый обязан сформировать чек в мобильном приложении «Мой налог». Чек содержит в себе сведения об оказанных услугах, а также ИНН организации.

Именно этот чек позволит заказчику принять понесённые расходы к учёту.

При безналичном расчёте формирование и передача чека юридическому лицу производится не позже 9 числа месяца, следующего за периодом, в котором имел место расчёт.

В случае если самозанятый не предоставит организации чек, то в дальнейшем у неё могут возникнуть проблемы при подтверждении величины своих расходов, поскольку чек – это главный документ при расчётах с самозанятыми.

Читайте также Есть ли возможность изменить объект налогообложения при УСН?

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *