Бухгалтерский учёт бюджетных субсидий

Бухгалтерский учёт бюджетных субсидий

image_pdfimage_print

Целевое финансирование, полученное компанией из бюджета, следует отражать в бухгалтерском учёте. Для субсидий, потраченных на покупку основных средств, действует один порядок учёта. В другом порядке отражаются выплаты, ушедшие на текущие траты. Давайте разберёмся, какие счета применять в каких случаях и какие создавать проводки, если деньги приходится возвращать.

На что выдают субсидии

Субсидия по Бюджетному кодексу (п. 1 ст. 78) — это помощь, выдаваемая безвозмездно и безвозвратно из госбюджета компаниям, физлицам и ИП, занятым производством товаров, услуг и работ.

Возможные цели финансирования:

  1. Компенсация недополученных доходов.
  2. Компенсация затрат на выполнение работ, изготовление и продажу продукции (кроме большей части подакцизных товаров), оказание услуг.

С 2020 года и по 2022 год включительно применяется особый порядок: предприятия, в том числе ИП, из списка отраслей, особо пострадавших от пандемии COVID-19, субсидируются даже в тех случаях, когда они задействованы в производстве и продаже подакцизных продуктов (постановление правительства РФ от 24.06.20 № 915).

Средства из бюджета обычно выделяются на определённые чётко очерченные цели. К примеру, компенсируется профилактика ковида (см. подробнее в статье «Столичные организации и ИП получат деньги на профилактику коронавируса») или часть затрат на оплату труда молодёжи не старше 30 лет (см. подробнее в статье «Субсидия за трудоустройство молодёжи до 30 лет»).

Субсидии в бухучёте

Отражать в учёте вливания из бюджета нужно, опираясь на ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи». Согласно п. 6 информации Минфина от 15.07.20 № ПЗ-14/2020, это требование распространяется и на «коронакризисные» деньги.

Счёт для отражения субсидий

Помощь из бюджета проходит по счёту 86 «Целевое финансирование».

Если цель помощи — компенсация затрат, провести её нужно по кредиту счёта 98 «Доходы будущих периодов», субсчёт «Безвозмездные поступления», согласно инструкции по применению плана счетов, утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н.

Таковы правила, но на практике бухгалтеры часто стремятся к упрощению учёта и пренебрегают 98-м счётом. Получение субсидии проводят по кредиту счёта 86, а её траты — по дебету того же счёта. Такой метод учёта субсидий следует закреплять в учётной политике фирмы.

Как отразить субсидии?

В п. 5 ПБУ 13/2000 описаны 2 способа проведения денег из госбюджета в бухгалтерской документации: по факту их получения и вне зависимости от фактического поступления — по факту подписания документов на них.

Фирма имеет право выбрать на своё усмотрение любой из этих вариантов, но выбранный вариант следует фиксировать в учётной политике.

До фактического получения средств

Допустим, Вы включили в учётную политику второй вариант — после решения о выдаче Вашей фирме казённых денег или подписания контракта, но до фактического поступления этих средств. В этом случае по п. 5 ПБУ 13/2000 создавать проводки можно, если Вы уверены:

  1. В наличии у фирмы-получателя возможности исполнить условия, на которых ей выделили деньги. Для этого понадобятся подтверждающие документы, например:
    • договоры
    • утверждённые проектно-сметные документы
    • принятые и опубликованные решения
    • технико-экономические обоснования
  1. В будущем поступлении выделенных денег в кассу или на счёт. Это также доказывается документально, например, при помощи:
    • уведомление о бюджетных ассигнованиях
    • акты приёма-передачи документов
    • утверждённая бюджетная роспись

До реального получения средств проводить субсидию следует по кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Практический пример

В апреле 2022 было принято решение о выдаче оптовой фирме субсидии на сумму 300 000 рублей.

В мае получен счёт за аренду офиса на сумму 420 000 рублей (в т.ч. НДС 20% — 70 000 рублей). Бухгалтер зачислил субсидию на расчётный счёт, деньги были потрачены на частичное возмещение арендных затрат.

В учётную политику фирмы включён учёт субсидий после подписания решения о предоставлении денег и без использования 98-го счёта.

В апреле бухгалтер оформил проводку:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86

300 000 рублей – показано решение выделить средства из бюджета.

В мае проводки выглядели вот как:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

350 000 рублей – показаны расходы на аренду офиса.

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

70 000 рублей – так показан входной НДС.

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

300 000 рублей – казённые финансы внесены на расчётный счёт.

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

300 000 рублей – из субсидии частично оплачен счёт от арендодателя.

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19

50 000 рублей (300 000 рублей: 120% × 20%) – показан НДС по арендной плате, часть которой внесена за счёт полученной субсидии.

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 44

250 000 рублей (300 000 — 50 000) – а это часть арендной платы, внесённая из казённых денег.

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

120 000 рублей (420 000 — 300 000) – та часть арендной платы, что погашена за свой счёт.

После фактического получения денег

В данном варианте не используется 76-й счёт. Материальную помощь отражают на счёте 86 в день поступления средств денег в кассу или в банк на счёт фирмы.

Практический пример

Фирме выдана субсидия на закупку оборудования как основного средства. Стоимость техники 600 000 рублей (в т.ч. НДС 20% — 100 000 рублей), срок её полезного применения составляет 100 месяцев.

Учётная политика фирмы включает учёт субсидий по факту их реального получения с применением счёта 98.

Сделаны вот такие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

600 000 рублей – казённые деньги зачислены на банковский счёт фирмы.

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

600 000 рублей – оплачена покупка техники.

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

500 000 рублей (600 000 — 100 000) – получение техники.

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

100 000 рублей – показан входной НДС.

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

500 000 рублей – начало эксплуатации оборудования.

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98

500 000 рублей – полученная субсидия списывается на расходы предстоящих периодов.

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19

100 000 рублей – показан НДС по аппаратуре, закупленной за счёт бюджетных денег.

В дальнейшем бухгалтер каждый месяц будет создавать амортизационные проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

5 000 рублей (500 000 рублей: 100 месяцев) – бюджетные деньги зачислены на банковский счёт.

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91

5 000 рублей – амортизация списывается как финансовые результаты (доход).

Учёт возврата субсидий

За текущий год

Иногда получателям государственного финансирования приходится возвращать деньги в бюджет, чаще всего — если нет возможности использовать субсидии по назначению.

Если Вы проводите возврат в тот же год, когда получили помощь, нужно осуществить сторно всех проводок, касающихся субсидии.

Исключение. Не следует сторнировать проводку Д 51 — К 76 (86). Нужно будет создать обратную запись: Д 76 (86) – К 51.

За прошлые годы

Для возврата госпомощи прошлых лет бухгалтер должен создать проводки, описанные в таблице ниже.

Назначение субсидии Дебет Кредит Содержание операции
Любое 86 76 Показан долг перед казной в размере субсидии
76 51 Деньги возвращены в бюджет
Приобретение основных средств 91 86 Восстановлены бюджетные средства, направленные на амортизацию ОС
91 86 Восстановлены бюджетные средства, направленные на оплату входного НДС при закупке ОС
98 86 Восстановлены бюджетные средства в размере стоимости ОС за вычетом начисленной амортизации (данная сумма числится по кредиту счёта 98)
Текущие траты 91 86 Восстановлена субсидия, направленная на возмещение расходов и входного НДС

Читайте также Как в 2022 году уволить сотрудника: инструкция для работодателя

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *