Целевое финансирование, полученное компанией из бюджета, следует отражать в бухгалтерском учёте. Для субсидий, потраченных на покупку основных средств, действует один порядок учёта. В другом порядке отражаются выплаты, ушедшие на текущие траты. Давайте разберёмся, какие счета применять в каких случаях и какие создавать проводки, если деньги приходится возвращать.
Содержание
На что выдают субсидии
Субсидия по Бюджетному кодексу (п. 1 ст. 78) — это помощь, выдаваемая безвозмездно и безвозвратно из госбюджета компаниям, физлицам и ИП, занятым производством товаров, услуг и работ.
Возможные цели финансирования:
- Компенсация недополученных доходов.
- Компенсация затрат на выполнение работ, изготовление и продажу продукции (кроме большей части подакцизных товаров), оказание услуг.
С 2020 года и по 2022 год включительно применяется особый порядок: предприятия, в том числе ИП, из списка отраслей, особо пострадавших от пандемии COVID-19, субсидируются даже в тех случаях, когда они задействованы в производстве и продаже подакцизных продуктов (постановление правительства РФ от 24.06.20 № 915).
Средства из бюджета обычно выделяются на определённые чётко очерченные цели. К примеру, компенсируется профилактика ковида (см. подробнее в статье «Столичные организации и ИП получат деньги на профилактику коронавируса») или часть затрат на оплату труда молодёжи не старше 30 лет (см. подробнее в статье «Субсидия за трудоустройство молодёжи до 30 лет»).
Субсидии в бухучёте
Отражать в учёте вливания из бюджета нужно, опираясь на ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи». Согласно п. 6 информации Минфина от 15.07.20 № ПЗ-14/2020, это требование распространяется и на «коронакризисные» деньги.
Счёт для отражения субсидий
Помощь из бюджета проходит по счёту 86 «Целевое финансирование».
Если цель помощи — компенсация затрат, провести её нужно по кредиту счёта 98 «Доходы будущих периодов», субсчёт «Безвозмездные поступления», согласно инструкции по применению плана счетов, утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н.
Таковы правила, но на практике бухгалтеры часто стремятся к упрощению учёта и пренебрегают 98-м счётом. Получение субсидии проводят по кредиту счёта 86, а её траты — по дебету того же счёта. Такой метод учёта субсидий следует закреплять в учётной политике фирмы.
Как отразить субсидии?
В п. 5 ПБУ 13/2000 описаны 2 способа проведения денег из госбюджета в бухгалтерской документации: по факту их получения и вне зависимости от фактического поступления — по факту подписания документов на них.
Фирма имеет право выбрать на своё усмотрение любой из этих вариантов, но выбранный вариант следует фиксировать в учётной политике.
До фактического получения средств
Допустим, Вы включили в учётную политику второй вариант — после решения о выдаче Вашей фирме казённых денег или подписания контракта, но до фактического поступления этих средств. В этом случае по п. 5 ПБУ 13/2000 создавать проводки можно, если Вы уверены:
- В наличии у фирмы-получателя возможности исполнить условия, на которых ей выделили деньги. Для этого понадобятся подтверждающие документы, например:
- договоры
- утверждённые проектно-сметные документы
- принятые и опубликованные решения
- технико-экономические обоснования
- В будущем поступлении выделенных денег в кассу или на счёт. Это также доказывается документально, например, при помощи:
- уведомление о бюджетных ассигнованиях
- акты приёма-передачи документов
- утверждённая бюджетная роспись
До реального получения средств проводить субсидию следует по кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Практический пример
В апреле 2022 было принято решение о выдаче оптовой фирме субсидии на сумму 300 000 рублей.
В мае получен счёт за аренду офиса на сумму 420 000 рублей (в т.ч. НДС 20% — 70 000 рублей). Бухгалтер зачислил субсидию на расчётный счёт, деньги были потрачены на частичное возмещение арендных затрат.
В учётную политику фирмы включён учёт субсидий после подписания решения о предоставлении денег и без использования 98-го счёта.
В апреле бухгалтер оформил проводку:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
300 000 рублей – показано решение выделить средства из бюджета.
В мае проводки выглядели вот как:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
350 000 рублей – показаны расходы на аренду офиса.
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
70 000 рублей – так показан входной НДС.
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
300 000 рублей – казённые финансы внесены на расчётный счёт.
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
300 000 рублей – из субсидии частично оплачен счёт от арендодателя.
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19
50 000 рублей (300 000 рублей: 120% × 20%) – показан НДС по арендной плате, часть которой внесена за счёт полученной субсидии.
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 44
250 000 рублей (300 000 — 50 000) – а это часть арендной платы, внесённая из казённых денег.
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
120 000 рублей (420 000 — 300 000) – та часть арендной платы, что погашена за свой счёт.
После фактического получения денег
В данном варианте не используется 76-й счёт. Материальную помощь отражают на счёте 86 в день поступления средств денег в кассу или в банк на счёт фирмы.
Практический пример
Фирме выдана субсидия на закупку оборудования как основного средства. Стоимость техники 600 000 рублей (в т.ч. НДС 20% — 100 000 рублей), срок её полезного применения составляет 100 месяцев.
Учётная политика фирмы включает учёт субсидий по факту их реального получения с применением счёта 98.
Сделаны вот такие проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
600 000 рублей – казённые деньги зачислены на банковский счёт фирмы.
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
600 000 рублей – оплачена покупка техники.
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
500 000 рублей (600 000 — 100 000) – получение техники.
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
100 000 рублей – показан входной НДС.
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
500 000 рублей – начало эксплуатации оборудования.
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
500 000 рублей – полученная субсидия списывается на расходы предстоящих периодов.
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19
100 000 рублей – показан НДС по аппаратуре, закупленной за счёт бюджетных денег.
В дальнейшем бухгалтер каждый месяц будет создавать амортизационные проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
5 000 рублей (500 000 рублей: 100 месяцев) – бюджетные деньги зачислены на банковский счёт.
ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91
5 000 рублей – амортизация списывается как финансовые результаты (доход).
Учёт возврата субсидий
За текущий год
Иногда получателям государственного финансирования приходится возвращать деньги в бюджет, чаще всего — если нет возможности использовать субсидии по назначению.
Если Вы проводите возврат в тот же год, когда получили помощь, нужно осуществить сторно всех проводок, касающихся субсидии.
Исключение. Не следует сторнировать проводку Д 51 — К 76 (86). Нужно будет создать обратную запись: Д 76 (86) – К 51.
За прошлые годы
Для возврата госпомощи прошлых лет бухгалтер должен создать проводки, описанные в таблице ниже.
Назначение субсидии | Дебет | Кредит | Содержание операции |
Любое | 86 | 76 | Показан долг перед казной в размере субсидии |
76 | 51 | Деньги возвращены в бюджет | |
Приобретение основных средств | 91 | 86 | Восстановлены бюджетные средства, направленные на амортизацию ОС |
91 | 86 | Восстановлены бюджетные средства, направленные на оплату входного НДС при закупке ОС | |
98 | 86 | Восстановлены бюджетные средства в размере стоимости ОС за вычетом начисленной амортизации (данная сумма числится по кредиту счёта 98) | |
Текущие траты | 91 | 86 | Восстановлена субсидия, направленная на возмещение расходов и входного НДС |
Читайте также Как в 2022 году уволить сотрудника: инструкция для работодателя