Бухгалтерский учёт бюджетных субсидий

Бухгалтерский учёт бюджетных субсидий

image_pdfimage_print

Целевое финансирование, полученное компанией из бюджета, следует отражать в бухгалтерском учёте. Для субсидий, потраченных на покупку основных средств, действует один порядок учёта. В другом порядке отражаются выплаты, ушедшие на текущие траты. Давайте разберёмся, какие счета применять в каких случаях и какие создавать проводки, если деньги приходится возвращать.

На что выдают субсидии

Субсидия по Бюджетному кодексу (п. 1 ст. 78) — это помощь, выдаваемая безвозмездно и безвозвратно из госбюджета компаниям, физлицам и ИП, занятым производством товаров, услуг и работ.

Возможные цели финансирования:

  1. Компенсация недополученных доходов.
  2. Компенсация затрат на выполнение работ, изготовление и продажу продукции (кроме большей части подакцизных товаров), оказание услуг.

С 2020 года и по 2022 год включительно применяется особый порядок: предприятия, в том числе ИП, из списка отраслей, особо пострадавших от пандемии COVID-19, субсидируются даже в тех случаях, когда они задействованы в производстве и продаже подакцизных продуктов (постановление правительства РФ от 24.06.20 № 915).

Средства из бюджета обычно выделяются на определённые чётко очерченные цели. К примеру, компенсируется профилактика ковида (см. подробнее в статье «Столичные организации и ИП получат деньги на профилактику коронавируса») или часть затрат на оплату труда молодёжи не старше 30 лет (см. подробнее в статье «Субсидия за трудоустройство молодёжи до 30 лет»).

Субсидии в бухучёте

Отражать в учёте вливания из бюджета нужно, опираясь на ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи». Согласно п. 6 информации Минфина от 15.07.20 № ПЗ-14/2020, это требование распространяется и на «коронакризисные» деньги.

Счёт для отражения субсидий

Помощь из бюджета проходит по счёту 86 «Целевое финансирование».

Если цель помощи — компенсация затрат, провести её нужно по кредиту счёта 98 «Доходы будущих периодов», субсчёт «Безвозмездные поступления», согласно инструкции по применению плана счетов, утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н.

Таковы правила, но на практике бухгалтеры часто стремятся к упрощению учёта и пренебрегают 98-м счётом. Получение субсидии проводят по кредиту счёта 86, а её траты — по дебету того же счёта. Такой метод учёта субсидий следует закреплять в учётной политике фирмы.

Как отразить субсидии?

В п. 5 ПБУ 13/2000 описаны 2 способа проведения денег из госбюджета в бухгалтерской документации: по факту их получения и вне зависимости от фактического поступления — по факту подписания документов на них.

Фирма имеет право выбрать на своё усмотрение любой из этих вариантов, но выбранный вариант следует фиксировать в учётной политике.

До фактического получения средств

Допустим, Вы включили в учётную политику второй вариант — после решения о выдаче Вашей фирме казённых денег или подписания контракта, но до фактического поступления этих средств. В этом случае по п. 5 ПБУ 13/2000 создавать проводки можно, если Вы уверены:

  1. В наличии у фирмы-получателя возможности исполнить условия, на которых ей выделили деньги. Для этого понадобятся подтверждающие документы, например:
    • договоры
    • утверждённые проектно-сметные документы
    • принятые и опубликованные решения
    • технико-экономические обоснования
  1. В будущем поступлении выделенных денег в кассу или на счёт. Это также доказывается документально, например, при помощи:
    • уведомление о бюджетных ассигнованиях
    • акты приёма-передачи документов
    • утверждённая бюджетная роспись

До реального получения средств проводить субсидию следует по кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Практический пример

В апреле 2022 было принято решение о выдаче оптовой фирме субсидии на сумму 300 000 рублей.

В мае получен счёт за аренду офиса на сумму 420 000 рублей (в т.ч. НДС 20% — 70 000 рублей). Бухгалтер зачислил субсидию на расчётный счёт, деньги были потрачены на частичное возмещение арендных затрат.

В учётную политику фирмы включён учёт субсидий после подписания решения о предоставлении денег и без использования 98-го счёта.

В апреле бухгалтер оформил проводку:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86

300 000 рублей – показано решение выделить средства из бюджета.

В мае проводки выглядели вот как:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

350 000 рублей – показаны расходы на аренду офиса.

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

70 000 рублей – так показан входной НДС.

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

300 000 рублей – казённые финансы внесены на расчётный счёт.

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

300 000 рублей – из субсидии частично оплачен счёт от арендодателя.

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19

50 000 рублей (300 000 рублей: 120% × 20%) – показан НДС по арендной плате, часть которой внесена за счёт полученной субсидии.

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 44

250 000 рублей (300 000 — 50 000) – а это часть арендной платы, внесённая из казённых денег.

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

120 000 рублей (420 000 — 300 000) – та часть арендной платы, что погашена за свой счёт.

После фактического получения денег

В данном варианте не используется 76-й счёт. Материальную помощь отражают на счёте 86 в день поступления средств денег в кассу или в банк на счёт фирмы.

Практический пример

Фирме выдана субсидия на закупку оборудования как основного средства. Стоимость техники 600 000 рублей (в т.ч. НДС 20% — 100 000 рублей), срок её полезного применения составляет 100 месяцев.

Учётная политика фирмы включает учёт субсидий по факту их реального получения с применением счёта 98.

Сделаны вот такие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

600 000 рублей – казённые деньги зачислены на банковский счёт фирмы.

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

600 000 рублей – оплачена покупка техники.

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

500 000 рублей (600 000 — 100 000) – получение техники.

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

100 000 рублей – показан входной НДС.

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

500 000 рублей – начало эксплуатации оборудования.

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98

500 000 рублей – полученная субсидия списывается на расходы предстоящих периодов.

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19

100 000 рублей – показан НДС по аппаратуре, закупленной за счёт бюджетных денег.

В дальнейшем бухгалтер каждый месяц будет создавать амортизационные проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

5 000 рублей (500 000 рублей: 100 месяцев) – бюджетные деньги зачислены на банковский счёт.

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91

5 000 рублей – амортизация списывается как финансовые результаты (доход).

Учёт возврата субсидий

За текущий год

Иногда получателям государственного финансирования приходится возвращать деньги в бюджет, чаще всего — если нет возможности использовать субсидии по назначению.

Если Вы проводите возврат в тот же год, когда получили помощь, нужно осуществить сторно всех проводок, касающихся субсидии.

Исключение. Не следует сторнировать проводку Д 51 — К 76 (86). Нужно будет создать обратную запись: Д 76 (86) – К 51.

За прошлые годы

Для возврата госпомощи прошлых лет бухгалтер должен создать проводки, описанные в таблице ниже.

Назначение субсидииДебетКредитСодержание операции
Любое8676Показан долг перед казной в размере субсидии
7651Деньги возвращены в бюджет
Приобретение основных средств9186Восстановлены бюджетные средства, направленные на амортизацию ОС
9186Восстановлены бюджетные средства, направленные на оплату входного НДС при закупке ОС
9886Восстановлены бюджетные средства в размере стоимости ОС за вычетом начисленной амортизации (данная сумма числится по кредиту счёта 98)
Текущие траты9186Восстановлена субсидия, направленная на возмещение расходов и входного НДС

Читайте также Как в 2022 году уволить сотрудника: инструкция для работодателя

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *