Предновогодняя суета всегда приносит радость и праздничное настроение, но у бухгалтеров появляется и дополнительная работа. К обычным расчётам добавляется учёт дополнительных затрат, связанных с приближением Нового года. Рассмотрим, как без ошибок учесть все праздничные расходы.
Содержание
Украшение офисов
Ёлка, шары и гирлянды – непременные атрибуты Нового года. Однако для налогообложения учесть расходы на них весьма проблематично, ведь контролирующие и судебные органы не относят такие затраты к экономически обоснованным (письмо Минфина РФ от 20.12.2005 № 03-03-04/1/430 и постановление ФАС ЗСО от 15.12.2010 № А70-6645/2009).
Но обосновать расходы на украшение помещений для клиентов гораздо проще. П. 1 ст. 252 НК РФ и Постановление ФАС МО от 25.11.2009 № КА-А40/12251-09, КА-А40/12251-09-2, новогоднее украшение фойе, холлов, переговорных и приёмной руководителя говорит о стабильности предприятия, укреплении его положения на рынке и увеличении продаж.
По подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ эти затраты следует отражать как прочие расходы, которые связаны с производством и реализацией (постановления ФАС МО от 25.11.2009 по делу № А40-25182/08-129-71 и от 23.05.2011 по делу № А40-51743/10-90-293).
Из постановления ФАС ПО от 01.10.2009 № А55-1113/2009 следует, что учитывать такие затраты как рекламные неверно, поскольку новогоднее украшение помещений не соответствует понятию «реклама» в контексте ФЗ «О рекламе».
Компании на УСН не могут учитывать затраты на украшение офиса ни при каких обстоятельствах, поскольку в п. 1 ст. 346.16 НК РФ такие расходы не упоминаются.
Украшение торговых залов
Новогоднее украшение торговых залов, витрин и прилегающих территорий уже давно рассматривается как корпоративный стандарт торговли. Во многих регионах это обязательно, поэтому в них нет проблем с учётом новогодних затрат (постановление ФАС МО от 25.11.2009 по делу № А40-25182/08-129-71 и постановление ВСО от 01.03.2007 № А33-10956/06-Ф02-725/07).
Подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ устанавливает, что эти затраты могут учитываться как материальные, ведь подразумевается, что материалы приобретаются на хозяйственные и производственные нужды, поэтому учесть обязательные расходы могут и налогоплательщики на УСН (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Новогодние открытки
По подп.24-25 п. 1 ст. 264, подп. 17 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и постановлению ФАС МО от 03.09.2013 № А40-22927/12-107-106 затраты на печать новогодних конвертов и открыток нужно учитывать как расходы на канцелярские товары, если они предназначены для поздравления клиентов. Чтобы избежать претензий налоговиков, можно отправлять поздравления вместе с деловой корреспонденцией. Например, поздравительные открытки можно направлять в конверте с актами сверок.
Постановление ФАС МО от 19.08.2009 № КА-А40/7730-09 устанавливает, что при изготовлении новогодних открыток для раздачи потенциальным клиентам и покупателям затраты нужно учитывать как расходы на рекламу.
Подарки сотрудникам
П. 16 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать при налогообложении затраты на подарки от Деда Мороза для работников и их детей.
По письму УМНС России по г. Москве от 22.03.2004 № 26-12/18582, постановлениям ФАС МО от 23.01.2013 № А40-45035/12-116-94 и от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10 затраты на покупку подарков для потенциальных клиентов и контрагентов могут учитываться, если они направлены на увеличение прибыли. Поможет в учёте затрат брендирование – нанесение логотипа компании-дарителя на визитки, прайс-листы и т.п.
По подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ и письму Минфина РФ от 15.10.2021 № 03-01-10/83519В в момент передачи подарков к клиентам и сотрудникам переходит право собственности на них, поэтому необходимо начислить НДС. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 1001/13 устанавливает, что в этот момент также возникает право приёма к вычету налога, уплаченного при покупке.
При вручении подарков физлицам счета-фактуры составлять не нужно. Чтобы отразить так называемую подарочную реализацию в книге продаж, могут потребоваться бухгалтерские справки-расчёты или другие документы со сводными данными по всем подаркам. По письму Минфина РФ от 08.02.2016 № 03-07-09/6171 в таких ситуациях можно оформлять экземпляры счетов-фактур с прочерками в графах, куда заносятся данные о покупателях.
Подарки, стоимость которых не больше 4 000 руб. (лимит считается за целый год), НДФЛ не облагаются. По п. 28 ст. 217 НК РФ с суммы, превышающей 4 000 руб., необходимо удержать налог.
П. 4 ст. 420 НК РФ устанавливает, что подарки не облагаются страховыми взносами, независимо от их стоимости. Однако Минфин РФ в письме от 15.10.2021 № 03-01-10/83519 настаивает на составлении письменного договора дарения в случаях, когда цена подарков превышает 3 000 руб.
Новогодний корпоратив
Учесть расходы на новогодний корпоратив получится лишь в том случае, если в нём будут участвовать клиенты или контрагенты. В обратной ситуации он подпадёт под п. 29 ст. 270 НК РФ, запрещающий учитывать расходы на проведение культурно-зрелищных мероприятий для работников. Доказать, что корпоратив для работников направлен на получение прибыли, весьма непросто (п. 1 ст. 252 НК РФ, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 № 18АП-11851/2014 по делу № А76-11084/2014).
Подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ, постановление ФАС УО от 19.01.2012 № Ф09-91 40/11 и постановление ФАС СЗО от 30.07.2009 № А56-17976/2008 устанавливают, что при участии в корпоративе не только работников, но и представителей контрагентов часть расходов можно учесть в качестве представительских расходов на проведение официального приёма или обслуживания представителей иных компаний. Корпоратив должен рассматриваться как переговоры для дальнейшего сотрудничества.
Абз. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ определил, что к представительским расходам не могут быть отнесены затраты на организацию отдыха и развлечений. Если вы решите учесть расходы на совместный корпоратив для работников и контрагентов, вам придётся чётко разделить расходы на развлекательные и переговорные нужды. Когда это сделать невозможно (например, нельзя разделить затраты на аренду зала и аниматоров), придётся покрыть расходы за счёт чистой прибыли.
Следует отметить, что по письму Минфина РФ от 11.10.2004 № 03-03-02-04/1/22 налогоплательщики на УСН не могут учитывать представительские расходы.
Подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ устанавливает, что оплата отдыха и питания физлиц создаёт доход в натуральной форме. По мнению Минфина РФ, организатор корпоратива обязан принять все необходимые меры по оценке и учёту экономической выгоды, которая была получена каждым работником. Однако по письмам Минфина РФ от 30.01.2013 № 03-04-06/6-29, 06.03.2013 № 03-04-06/6715 и 03.08.2018 № 03-04-06/55047, а также письму Минтруда РФ от 24.05.2013 № 14-1-1061, если нет реальной возможности проведения персонификации экономической выгоды, НДФЛ не возникнет.
Аналогичным образом решается вопрос с НДС. По письмам Минфина РФ от 13.12.2012 № 03-07-07/133 , от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6140 и от 27.01.2020 № 03-07-11/4421, если нельзя персонифицировать участников, у организатора корпоратива объект обложения НДС в виде безвозмездно оказанных работникам услуг не возникнет. Вместе с тем исключается и возможность принять к вычету входной НДС. Исключение составляет лишь часть НДС, которая приходится на расходы, учтённые в качестве представительских (п. 7 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).
Читайте также Автоматизированная УСН