В 2023 году действует мораторий на проведение проверок контрольно-кассовой техники (далее – ККТ). Однако есть ряд исключений. В статье рассмотрим, какие контрольные мероприятия в отношении ККТ могут проводить налоговые органы в 2023 году и к кому проверяющие органы могут прийти в первую очередь.
Содержание
Виды проверок ККТ
Соблюдение правил работы с кассовыми аппаратами контролируется налоговыми органами. При этом проверки проводятся исключительно внепланово на основании информации о нарушениях. Плановые контрольные или надзорные мероприятия в данной сфере не проводятся (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ)).
Внеплановые проверки ККТ могут быть 5 видов, которые приведены в п. 18 Положения о госконтроле за соблюдением законодательства о ККТ (утверждено постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2022 года № 272 (далее — Положение № 272)).
К таким видам проверок относятся:
- Контрольная закупка.
- Документарная проверка.
- Выездная проверка.
- Наблюдение.
- Выездное обследование.
В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 56 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ (далее — Закон № 248-ФЗ) первые 3 вида проверок предполагают взаимодействие контролёров с пользователем ККТ, а последние 2 проводятся без участия владельца кассового аппарата.
Мораторий на проверки ККТ в 2023 году и исключения из него
В 2023 году внеплановые проверки ККТ по общему правилу будут проводиться в соответствии с решением руководителя ФНС или его заместителя. Также потребуется согласовать проверку с прокуратурой. Однако существуют исключения для контрольных закупок, поводом для которых стали нарушения, выявленные при выездном обследовании. В данном случае не потребуется согласия прокурора на закупку, что следует из подп. «а» п. 3 постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336 (далее — постановление № 336).
Кроме того, контрольные мероприятия, которые не требуют прямого взаимодействия с проверяемым лицом, такие как наблюдение и выездное обследование, также проводятся без разрешения прокуратуры в соответствии с п. 10 постановления № 336.
При наблюдении инспекторы собирают и анализируют данные, полученные из различных источников, включая документы, фото и видеоматериалы, без запроса дополнительной информации у пользователя ККТ. В ходе выездного обследования контролёры могут инкогнито посещать торговые точки и осматривать общедоступные места. Если в результате такого обследования будут выявлены нарушения в работе с ККТ, инспекторы имеют право провести контрольную закупку без согласования с прокуратурой.
Таким образом, несмотря на мораторий, контрольные закупки в 2023 году могут осуществляться без согласования с прокурором, если налоговики обнаружат нарушения в ходе выездного обследования, на проведение которого также не требуется разрешение прокуратуры.
Кого проверят в первую очередь
В первую очередь проверки проведут у недобросовестных пользователей ККТ. К ним относятся те юрлица, которые не зарегистрировали ККТ, хотя обязаны были это сделать, а также те, кто зарегистрировал ККТ, но не использует её. При этом важно, чтобы такие лица ранее были привлечены к ответственности за соответствующие нарушения или получили предупреждение от налоговой, которое они не исполнили. Такие критерии недобросовестности указаны в письме ФНС от 5 мая 2023 года № Д-5-20/32@.
Кроме того, существует общий перечень индикаторов риска нарушения правил использования ККТ, утверждённый приказом Минфина от 6 июня 2023 года № 88н. Так, индикаторами риска являются:
- отсутствие фискальных документов в АИС налоговиков в течение 60 календарных дней при наличии зарегистрированной ККТ
- доля чеков с признаком расчёта «Возврат прихода» составляет 30% или более от общего количества чеков с признаком расчёта «Приход», сформированных в течение 30 календарных дней (за исключением ломбардов)
- доля чеков коррекции (БСО коррекции) составляет 30% или более от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 30 календарных дней
Способы проведения проверок ККТ
Проверка ККТ может быть документарной или выездной. Документарная проверка предполагает удалённое взаимодействие с пользователем ККТ, без личного общения (п. 1 ст. 72 Закона № 248-ФЗ). Она может быть проведена на основании сведений о неприменении кассы (письмо ФНС от 30 января 2023 года № Д-5-20/7@). В ходе документарной проверки инспекторы вправе запросить необходимые документы и пояснения (п. 3 ст. 72 Закона № 248-ФЗ), которые должны быть предоставлены в налоговую в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 4 и 5 ст. 72 Закона № 248-ФЗ). Документы можно передать в налоговую лично, выслать по почте заказным письмом или направить в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (ст. 21 и 80 Закона № 248-ФЗ). Помимо этого, в рамках проведения документарной проверки могут быть назначены экспертизы.
Справочно: непредоставление или несвоевременное предоставление сведений при документарной проверке, как и предоставление неполных или искаженных сведений может привести к наложению штрафа в размере от 100 рублей (для физлиц) до 5 000 рублей (для юрлиц). Санкции устанавливает ст. 19.7 КоАП РФ.
Выездная проверка предоставляет более широкие полномочия инспекторам. В рамках такой проверки они могут назначать экспертизы, требовать документы и пояснения, проводить осмотры, опросы и эксперименты (п. 28 Положения № 272). Соответственно, контролёры имеют право находиться во время такой проверки на территории проверяемой организации (ИП).
Основанием для проведения выездной проверки может быть наличие указанных выше индикаторов риска, поступление жалобы или другие обстоятельства. При этом проведение проверки требует обязательного согласования с прокуратурой.
Контрольная закупка может быть 2 видов:
- дистанционная – покупка без посещения торговой точки, к примеру, по телефону или через интернет
- «с выходом» – инспекторы приходят в место продажи товаров или оказания услуг. Такая закупка должна проходить в присутствии 2 свидетелей или 2 налоговиков либо с использованием видеозаписи (ст. 67 Закона № 248-ФЗ, п. 23 Положения № 272)
В обоих случаях, согласно п. 23 Положения № 272, проверяемого о проведении контрольной закупки предварительно не уведомляют.
В ходе контрольной закупки налоговики оплачивают товары, работы или услуги как обычные покупатели. Основная задача заключается в проверке выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих приём денег. Во время проведения контрольной закупки контролёры могут вести аудио- и видеозапись (п. 4 ст. 67 Закона № 248-ФЗ).
Важно: контрольная закупка может быть как прямой, так и обратной. В случае прямой контрольной закупки проверяющие приобретают какой-либо товар, а при обратной – наоборот, проверяют процесс оформления документов при возврате товара (п. 2 письма Минэкономразвития от 13 сентября 2022 года № Д24и-29241).
В соответствии с п. 7 ст. 67 Закона № 248-ФЗ после приобретения товара проверяющие обязаны объявить о проведении контрольной закупки, предъявить копию решения о проведении такой закупки и служебные удостоверения. При этом купленный товар должен быть возвращён продавцу, а он, в свою очередь, должен вернуть контролёрам деньги, уплаченные за товар (п. 8 ст. 67 Закона № 248-ФЗ).
В рамках контрольной закупки ИФНС может дополнительно проверять:
- исправность кассовой техники
- соответствие времени на чеке реальному времени
- реквизиты в чеке
- совпадение фактического места установки кассового аппарата с указанным в документах
Если в ходе проверки выявляются нарушения, проверяющие могут потребовать составить и напечатать фискальный документ – отчёт о текущем состоянии расчётов (п. 23 Положения № 272).
Штрафы, назначаемые за кассовые нарушения
- за неприменение ККТ, что является административным нарушением, предусмотрен штраф в размере, кратном сумме расчёта (от ¼ до 1). При этом, согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, санкция не может быть ниже минимальной величины: для ИП — 10 000 рублей, для организаций — 30 000 рублей
- за применение кассового аппарата, который не соответствует установленным требованиям или неправильно зарегистрирован, по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ устанавливается отдельный штраф в размере от 1 500 до 10 000 рублей
- если чек содержит недостоверные или неполные сведения (например, о времени операции, способе расчёта, применяемой системе налогообложения или о кассире) – также предусмотрен штраф в размере от 1 500 до 10 000 рублей
Однако возможно избежать штрафа, если добровольно сообщить в ИФНС о допущенном нарушении и исправить его, например путём направления корректировочного чека, до вынесения решения о наложении штрафа (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ). Однако такая «индульгенция» будет действовать только в случае, если на момент подачи заявления в ИФНС ещё не имеются сведения об этом нарушении. Нельзя избежать штрафа, если пробить чек коррекции и подать заявление после того, как ИФНС уже выдала предупреждение о недопущении нарушения или составила акт проверки.
Порядок обжалования результатов проверок
Результаты внеплановых проверок, в том числе контрольных закупок, могут быть оспорены организацией (ИП). Оспаривание следует начать с подачи жалобы в досудебном порядке, которая может быть направлена руководителю инспекции или в вышестоящий налоговый орган. Это право было введено с 1 января 2023 года в соответствии с п. 2 ст. 39, п. 3 ст. 98 Закона № 248-ФЗ. Подача жалобы возможна только в электронном виде через портал Госуслуг (п. 1 ст. 40 Закона № 248-ФЗ).
Срок подачи жалобы составляет не более 30 календарных дней с момента, когда владелец кассового аппарата узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 5 ст. 40 Закона № 248-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 43 Закона № 248-ФЗ, в общем случае жалоба должна быть рассмотрена в течение 20 рабочих дней. В этот срок не включается время, отведённое заявителю на предоставление запрошенных документов в ходе рассмотрения дела (п. 3 ст. 43 Закона № 248-ФЗ). При необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлён ещё на 20 дней (п. 2 ст. 43 Закона № 248-ФЗ).
Если результаты досудебного оспаривания не удовлетворяют компанию (ИП), то она может подать иск в арбитражный суд. Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, соответствующее заявление необходимо подать в течение 3 месяцев.
Читайте также Штраф для работодателей за невручение повестки