С начала 2024 года вступили в силу изменения в порядок уплаты НДФЛ и представления уведомлений по нему, пересмотрен порядок выплаты пособий и т.д. Что должен учесть бухгалтер бюджетного учреждения, чтобы не допустить ошибок?
Содержание
Новые сроки исчисления и удержания НДФЛ и представления уведомлений по нему
Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ, налоговые агенты должны перечислять НДФЛ, который был исчислен и удержан:
- с 1 по 22 число текущего месяца до 28 числа этого же месяца включительно;
- с 23 по последнее число месяца до 5 числа следующего месяца включительно;
- с 23 по 31 декабря до последнего рабочего дня этого года, включительно.
Если дата уплаты приходится на выходной или нерабочий праздничный день, НДФЛ следует перечислить в ближайший рабочий день, следующий за выходным днём (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Примеры сроков перечисления НДФЛ в бюджет в 2024 году с учётом переносов в связи с выходными и праздничными днями, указаны в таблице:
НДФЛ удержан за период | Крайний срок перечисления налога |
с 1 по 22 января | 29 января |
с 23 января по 31 января | 5 февраля |
с 1 февраля по 22 февраля | 28 февраля |
с 23 февраля по 29 февраля | 5 марта |
с 1 марта по 22 марта | 28 марта |
с 1 декабря по 22 декабря | 30 декабря |
с 23 по 31 декабря | последний рабочий день календарного года |
Необходимо помнить, что налоговые агенты обязаны удерживать исчисленную сумму налога напрямую из доходов налогоплательщика в момент осуществления их фактической выплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ). Удерживать налоги следует при каждой выплате заработной платы, включая зарплату за первую и вторую половины месяца, отпускные и другие выплаты, начисленные в течение межрасчётного периода.
С 2024 года количество обязательных уведомлений по НДФЛ увеличилось до двух:
- первое уведомление должно быть подано за период с 1 по 22 число – не позднее 25 числа этого же месяца;
- второе уведомление должно быть подано за период с 23 по последнее число месяца – не позднее 3 числа следующего месяца.
Также требуется подать уведомление за период с 23 по 31 декабря в декабре, но не позднее последнего рабочего дня календарного года.
В ИФНС не потребуется представлять уведомление по НДФЛ, если учреждение не производило выплаты сотрудникам в период с 23 по последнее число месяца. Не нужно предоставлять уведомления об исчисленных налогах с нулевыми значениями.
Увеличение базы для исчисления страховых взносов
В силу постановления Правительства РФ от 10 ноября 2023 года № 1883 с 2024 года единая предельная величина базы для расчёта страховых взносов установлена в размере 2 225 000 рублей.
Размеры единых тарифов для страховых взносов остались прежними:
- 30% применяются, пока величины базы не достигнет 2 225 000 рублей;
- 15,1% — после превышения установленной предельной базы.
Расчёт базы для начисления страховых взносов производится по завершении каждого месяца нарастающим итогом с начала года, в отдельности по каждому застрахованному лицу (п. 1 ст. 421, п. 1 ст. 423 НК РФ).
База для начисления страховых взносов включает в себя суммы всех денежных выплат, а также выплат в натуральной форме, которые считаются объектом обложения согласно ст. 420 НК РФ.
Повышение размера МРОТ до 19 242 рублей
С 1 января 2024 года увеличился минимальный размер оплаты труда (МРОТ) для работников, отработавших месячную норму рабочего времени. Теперь он составляет 19 242 рубля (Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 548-ФЗ).
Хотя субъекты РФ вправе устанавливать собственные размеры МРОТ, они должны быть не ниже федерального уровня. К примеру, Правительство Ленинградской области установило МРОТ в 2024 году на уровне 20 125 рублей, а в Калужской области Соглашение о минимальной заработной плате определяет МРОТ как сумму, соответствующую прожиточному минимуму для трудоспособного населения в регионе, но не ниже чем установленный федеральной МРОТ.
В большинстве субъектов РФ установлен региональный МРОТ, который соответствует федеральному уровню.
Какой минимальный размер оплаты труда – федеральный или региональный – следует использовать при начислении заработной платы, зависит от уровня финансирования учреждения, участвует ли оно в региональном соглашении по МРОТ или отказалось от участия в нём.
В организации бюджетной сферы МРОТ составит 19 242 рублей, если:
- организация финансируется из федерального бюджета, поскольку действие региональных соглашений о минимальной заработной плате не распространяется на федеральные учреждения;
- в соответствующем субъекте РФ отсутствует региональное соглашение о минимальной зарплате на 2024 год;
- МРОТ в размере 19 242 рублей установлен региональным соглашением;
- региональное соглашение установило уровень МРОТ выше 19 242 рублей, но организация отказалась от участия в нём.
Если в субъекте РФ действует региональное соглашение о минимальной заработной плате, установленное на уровне выше 19 242 рублей, а учреждение не отказалась от участия в этом соглашении, то минимальную зарплату сотрудникам необходимо выплачивать в соответствии с размером регионального МРОТ.
Стоит учитывать, что некоторые выплаты сотрудникам не включаются в расчёт доплаты. Сверх МРОТ начисляются доплаты за работу в условиях, которые отклоняются от нормальных:
- сверхурочная работа, ночная работа;
- работа в выходные и праздничные дни;
- работа в опасных условиях труда;
- работа во вредных условиях труда;
- северные надбавки и районные коэффициенты;
- доплата сотрудникам за совмещение должностей.
Зарплата по совместительству не может быть ниже минимальной оплаты труда. Если сотрудник работает по совместительству не на полную ставку, то МРОТ нужно рассчитывать пропорционально отработанному времени. Доплата до МРОТ для внутренних совместителей рассчитывается отдельно от доплаты до МРОТ по их основному месту работы.
Работники получили возможность выходить на работу и получать пособие по уходу за ребёнком
С 1 января 2024 года сотрудники получили право на работу и одновременное получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до полутора лет. Это пособие будет выплачиваться даже в случае, если работник вернётся к работе на полный рабочий день до того, как ребёнку исполнится полтора года.
Эти изменения внёс в ст. 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ Федеральный закон от 19 декабря 2023 года № 620-ФЗ. Аналогичные поправки были внесены в ст. 256 ТК РФ и ст. 11.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ.
Право на получение пособия имеют матери, отцы, дедушки, бабушки, а также другие родственники или опекуны, которые фактически ухаживают за ребёнком, если они:
- находятся в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет
- вышли на работу из этого отпуска до того, как ребёнку исполнилось полтора года
Право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребёнком сохранится, если работник выйдет на работу или службу:
- на полный рабочий день;
- на неполный рабочий день;
- на дому или в режиме дистанционной работы.
Также стоит отметить, что право на получение пособия сохраняется, даже если в период отпуска по уходу за ребёнком до полутора лет сотрудник начнёт работать у другого работодателя.
Эти изменения в законодательстве распространяются как на тех, кто уже находится в отпуске по уходу за ребёнком, так и на тех, кто оформит отпуск в 2024 году.
Читайте также Как заполнить ЕФС‑1 по новым правилам, пояснения Социального фонда