Налоговая политика в 2022–2024 годах

Налоговая политика в 2022–2024 годах

image_pdfimage_print

Основные направления налоговой политики на 2022—2024 можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размещённом на официальном сайте Минфина РФ 01.10.2021.

В документе Минфина зафиксированы изменения, которые уже вступили в силу. Некоторые из них ввели в условиях пандемии COVID-19.

С 1 января 2021 года не взимается единый налог на вменённый доход, но законодатель расширил применение ПСН и УСН на отдельные виды предпринимательства и повысил пороговые значения:

С 2022 года, чтобы продолжать применять УСН со стандартными ставками, нужно соблюсти ряд условий. К примеру, доходы за любой отчётный период будущего года, а также за весь год не должны превышать 164,4 млн руб.

Если этот лимит превышен, но доходы составили не более 219,2 млн руб., можно остаться на упрощёнке, однако налог надо будет считаться по повышенным ставкам:

  • 20% — при объекте «доходы минус расходы» (общая ставка — 15%)
  • 8% — при объекте «доходы» (общая ставка — 6%).

До 2024 года регионы могут вводить налоговые каникулы для ИП, зарегистрированных впервые – налоговая ставка на УСН и ПСН будет нулевой.

Предпринимателям на ПСН предоставили право на налоговый вычет в размере уплаченных страховых взносов.

Основные изменения для бизнеса

Минфин РФ акцентировал внимание на следующих направлениях:

  • борьба с теневым сектором
  • собираемость налогов
  • работа с дебиторской задолженностью

Усиление борьбы с теневым сектором

Минфин РФ отмечает, что в ближайшие годы планирует усиленно бороться с теневым сектором, чтобы создать честные конкурентные условия для ведения бизнеса. Усилится администрирование доходов: внедрят новые информационные технологии, чтобы сформировать единое информационное пространство.

Чтобы повысить собираемость налогов, приняты следующие меры.

  1. Действие НПД (налога на профдоход) расширено на все субъекты РФ. К концу сентября 2021-го суммарный доход налогоплательщиков, применяющих спецрежим, превысил 600 млрд руб.
  2. Введена система прослеживаемости товаров. Эта мера позволяет государству контролировать оборот продукции на всех этапах: от ввоза и до реализации.
  3. Усовершенствована система налогового мониторинга. Мера предполагает снижение пороговых значений для входа:
    • по налогам – с 300 млн руб. до 100 млн. руб.
    • по активам и выручке – с 3 млрд руб. до 1 млрд руб.

Участники мониторинга получили право возместить НДС, подав заявление. Оформление договора поручительства или банковской гарантии не требуется.

  1. Расширены границы взаимодействия налоговых органов и кредитных организаций. Налоговым органам предоставили право запрашивать у кредитных организаций копии документов в рамках налогового контроля.

Создание условий, позволяющих своевременно уплачивать налоги

Минфин РФ называет условия, которые позволят своевременно уплачивать налоги:

  • отмена сдачи деклараций по земельному и транспортному налогам (действует с 2021 года)
  • введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам
  • отмена сдачи декларации для налогоплательщиков, использующих контрольно-кассовую технику на спецрежиме УСН «доходы»
  • развитие электронного документооборота в сфере налогов

Минфин РФ отмечает: чтобы снизить административную нагрузку и повысить информационную прозрачность бизнеса, был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчётности.

Системный подход к дебиторской задолженности

В последние годы законодатель принимал меры, направленные на повышение эффективности. В результате удалось добиться:

  • расширения возможностей для проведения налоговиками зачёта независимо от вида налогов или сборов
  • построения алгоритма уплаты госпошлины и её возврата
  • уточнения случаев, когда задолженность может быть признана безнадёжной
  • отработки механизма возврата неналоговых платежей
  • отработки механизма уточнения невостребованных платежей
  • расширения института залога в налоговом праве и т.д.

Совершенствование валютного контроля

Минфин РФ указывает на то, что такая работа проводится, чтобы снизить административную нагрузку и повысить конкурентоспособность отечественной продукции на зарубежном рынке.

В июле 2021-го законодатель отменил требование о репатриации на банковские счета валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары. Аналогичная ситуация с услугами, а также результатами интеллектуальной деятельности.

Постепенно отменяются требования о возврате рублёвой выручки для некоторых сырьевых товаров (с 2020-го в отношении суммы, не превышающей 10% от суммы контракта).

Изменения в налоговой политике

Минфин РФ отмечает, что на содействие уже происходящим структурным изменениям будут направлены все инструменты бюджетной политики. Это относится и к налоговой системе.

До 2024-го цель налоговой политики – обеспечить стабильные условия для развития предпринимательства. По мере борьбы с теневым сектором вырастет собираемость налогов. Однако власти обещают, что смягчат административную нагрузку.

Чтобы повысить прозрачность экономики и создать честную конкуренцию, в 2022—2024 годы законодатель предлагает:

  • развивать национальную систему прослеживаемости товаров
  • формировать правовые основы для внедрения таможенного мониторинга
  • ввести институт единого налогового платежа, который предполагает уплату налогов одним платёжным поручением с возможностью последующего зачёта в счёт обязательств, имеющихся у налогоплательщиков
  • запустить новый спецрежим – автоматизированная УСН для юрлиц и ИП с численностью работников до 5 человек (налоги будут уплачиваться через приложение, как НПД)
  • повысить качество администрирования акцизов на табачную продукцию

Поддержка малого и среднего бизнеса

Минфин РФ раскрывает планы по поддержке бизнеса. Чтобы создать субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) благоприятные условия для развития, планируется:

  • запустить программу льготного кредитования
  • обеспечить бездекларационную уплату налогов и страховых взносов ИП и юрлицам на УСН с максимальной суммой годового дохода до 60 млн руб. и численностью сотрудников до 5 человек
  • обеспечить бизнесу альтернативные источники финансирования посредством запуска факторинга и краудинвестинга
  • создать промышленные, техно- и агропарки, при этом обеспечить субъектам МСП доступ к производственным помещениям и площадям
  • запустить цифровые инструменты, объединённые в одну систему и упрощающие регистрацию бизнеса и его ведение
  • создать организационные и финансовые условия для зарождения и развития стартапов в цифровой и технологической сфере с их последующим сопровождением на всех этапах
  • обеспечить поддержку самозанятых граждан посредством запуска программы предоставления микрозаймов до 1 млн руб. по льготной ставке (не более 1,5 размера ставки рефинансирования) на 3 года

Читайте также Бухучёт новогодних расходов

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *